- извозчики
«Резвый» извозчик на санях.
изво́зчики Существовали в Москве с XVI в. В 1645 их было около 2 тыс., в 1775 до 5 тыс., в 1838 около 8 тыс. Число извозчиков сокращалось летом и резко возрастало зимой за счёт крестьян, приезжавших в Москву на «извозный промысел». Были определены места стоянок извозчиков, введена особая форма: летом зипуны, зимой поддёвки синего цвета и особой формы шляпы; решением Городской думы каждому извозчику был присвоен номерной знак. Таксы за проезд не было. Существовало несколько категорий извозчиков. Самые дешёвые «ваньки» обычно крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки. Несколько дороже «резвые». Самые дорогие «лихачи», имевшие, в отличие от «ванек», хороших лошадей и удобные экипажи на рессорах и с резиновыми шинами («дутиками») на колёсах, «троечники», «голуби со звоном». Их стоянки были в центральной части Москвы, у театров, ресторанов и трактиров. Особую группу извозчиков составляли «ломовики», перевозившие тяжёлые грузы на повозках, в которые запрягали обычно лошадей-тяжеловозов. В Москве «ломовики» получили широкое распространение с середины XIX в. Их стоянки находились близ вокзалов, крупнейшая на Каланчёвской площади. Большинство извозчиков объединялись в артели. Наибольшее число извозчиков было в конце XIX начале XX вв. (в 1895 около 19 тыс., в 1914 около 16 тыс.). С развитием сети трамваев число извозчиков сократилось. Извозчики были вытеснены новыми видами городского транспорта: троллейбусом, автобусом, такси и метро (в 1928 было около 5 тыс. извозчиков, в 1939 только 57).
Извозчик-"лихач".
Извозчик-"троечник" на санях.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.