- ОЧИЩЕНИЕ
- • Lustratio.У греков и римлян важную часть религиозного обряда составляли очищения, καθαρμοί, α̉γνισμοί, ι̉λασμοί, τελεταί, piacula, piamenta, cerimoniae, lustrationes. Эти очищения имели основанием своим сознание вины и внутренней нечистоты и убеждение, что только внутренне чистый человек может вступать в сношение с богами. Внешняя чистота служит символом внутренней чистоты. Поэтому кто приближался к богам, должен был прежде всего быть чист; оттого и умывались перед молитвою, обетом и жертвоприношением, а также при вступлении в храм. Ноm. Od. 2, 261. 12, 336. 4, 759. Il. 1, 449. Soph. О. С. 460. Еиr. Ion. 94 слл. При входе в храм для этой цели стояли сосуды с кропильной водой (περιρ̉ρ̉αντήρια). Воду употребляли проточную или морскую, а если нельзя было достать таковой, то заменяли ее горячей водой, смешанной с солью. Еиr. El. 799. Iph. T. 1161. Verg. Aen. 2, 719. 4, 635. Theocr. 24, 94. В виде кропила употребляли часто ветвь, особенно ветвь маслины и лавра; кроме того, приписывали очистительную силу розмарину, можжевельнику, мирту и др. Этого рода деревья употреблялись также и для каждения, т. к. кроме воды главным очистительным средством считался огонь, причем играла роль также и сера. Ov. fasi. 4, 739 сл. Вышеупомянутые очищения основывались на представлении о нечистоте вообще человека по отношению к божеству и его обыденной жизни по отношению к святой. Но, кроме того, были случаи, которые особенно оскверняли человека и служили препятствием его общению с богами и потому требовали особого О. Таковыми считались: пролитие крови или убийство, месячные О. женщин, прикосновение к покойникам, похороны и т. п. Ноm. Od. 10, 481 сл. Verg. Aen. 6, 229. У дверей дома, где находился покойник, ставился сосуд с водою, которою должен был очистить себя всякий, выходящий из дома. После похорон все домочадцы подвергались еще особому О. Часто О. совершалось над целыми городами, народами и войсками, когда за преступление всех или же отдельных лиц боги посылали на них заразу или другие бедствия. Так, напр., после Килонова возмущения Эпименид совершил обряд О. над Афинами; так точно греческое войско под Троей очищает себя во время моровой язвы, посланной Аполлоном в наказание за оскорбление Агамемноном жреца его Хриса (Il. 1, 313). В Афинах перед каждым заседанием народного собрания совершалась люстрация посредством каждения и окропления места заседания кровью жертв, обыкновенно поросят. У греков следует отличать двоякого рода очищения: одни — служившие для умилостивления (ι̉λαστικά), другие — служившие для простого О. (καθαρτικά). Первого рода обряды совершались для умилостивления души убитого и вместе с тем для примирения с собою вообще подземных богов (θεοὶ τρόπαιοι, λύσιοι, καθάρσιοι), между которыми главный был подземный Зевс (Ζεὺς μειλίχιος, φύξιος, καθάρσιος). Убийца собственно должен был бы своею кровью смыть вину земных богов. Взамен этого обычаем установлены были примирительные жертвоприношения, состоявшие в том, что убийца, как бы вместо себя, приносил в жертву животное, особенно барана. Другой способ примирения, искони существовавший, заключался в том, что убийца добровольно отдавался в рабство (как, напр., Геракл, Аполлон, Кадм), от которого он впоследствии мог откупиться деньгами. У Гомера мы находим один только способ примирения убийцы с родственниками убитого, состоявший в том, что убийца платил пеню или денежный штраф (ποινή, Il., 9, 632. 18, 498); о примирительных или очистительных жертвах в этом случае у него не упоминается. Очистительный же обряд над убийцей, посредством которого он опять делался способным вступать в обычные сношения с богами и людьми, состоял в том, что закалывали молодую свинью и кровью, текущей из раны ее, окропляли руки убийцы. Особенную роль играли очищения в мистериях. Начало этих мистических очищений (καθαρμοί, τελεταί) относили особенно к Орфею, потому что так называемая секта орфиков, имевшая большое влияние на развитие мистерий, ввела много подобных обрядов, заимствовав их из чужеземных культов. Мистики употребляли свои очистительные обряды также как средство для лечения, предсказания и колдовства и вообще своим шарлатанством поддерживали суеверие. У римлян во многих праздниках, как-то: Lupercalia, Ambarvalia, Cerealia, O. или lustrationes составляли главную часть празднества. О. новорожденных (lustratio liberorum) — девочек в восьмой день, мальчиков в девятый день происходило для того, чтобы охранить их от колдовства. Оно состояло в том, что детей несли через дом к домашнему алтарю или даже через храм. Дни эти назывались lustrici dies. К общественным О. или люстрациям относилось О. или люстрация флота, lustratio classium. Liv. 36, 42. Перед отплытием флота сооружали алтарь у берега в воде, закалывали на нем жертвенных животных, затем с жертвами объезжали три раза флот, наконец, с молитвами половину жертв бросали в море, а другую сжигали. Подобные обряды совершались и при О. сухопутного войска (lustratio exercitus terrestris или sacrificium lustrale), когда войско отправлялось в поход или в битву, иногда также после битвы. О. целого народа римского (lustratio populi Romani или просто lustrum), учрежденное Сервием Туллием (Liv. 1, 44), совершалось всякий раз после окончания ценза или переписи (condere lustrum) на Марсовом поле и состояло в том, что приносили в жертву свинью, барана и быка (suovetaurilia). В прежние времена этот торжественный обряд совершал царь и консулы, впоследствии один из цензоров, или выбранный первым, или назначенный по жребию. При этом он произносил молитву: ut dii immortales populi Romani res meliores arnplioresque facerent. Впоследствии эта формула заменена была другою: ut res Romanas perpetuo incolumes servarent. Val. Max. 4, 1, 10. Suet. Oct. 97. Liv. 38, 36. T. к. ценз производился каждые пять лет, то lustrum получило значение пятилетия (tempus quinquennale).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.