ГЕММА


ГЕММА
   • Gemma,
         λίθος, искусно резанный драгоценный камень. Уже в глубокой древности занимались искусством гравировки и полировки благородных камней; они привозились из Индии и Египта в Малую Азию и Грецию. Но здесь они были усовершенствованы и доведены до высшей степени законченности, допускаемой в узких пределах, назначенных им самою природою. Выбирали для отделки самые прекрасные, разноцветные и менее хрупкие камни, а именно: агат, аметист, сердолик, яшму и оникс, реже — аквамарин (beryllus или smaragdus scythicus), сапфир (синий яхонт hyacinthus), топаз (chrysolitus), реже всего алмаз (adamas) и рубин (красный яхонт, carbunculus). Обработка, судя по описанию древних (Plin. 37, 4. 15, 16.), мало отличалась от нынешней обработки. Когда шлифовальщик (politor) обточил камень и дал ему плоскую или выпуклую форму, гранильщик (scalptor или sculptor, cavarius) резал его намазанными наксосским порошком и маслом железными инструментами, то круглыми, то острыми и буравообразными, иногда и алмазным осколком, вставленным в железную оправу. Употреблялись ли при этом художником увеличительные стекла — неизвестно. Большею частью такие камни носились в оправе перстня. В таком случае гранильщик их передавал золотых дел мастеру (aurifex или anularius), который оправлял их золотом. Изображения были или врезаны в камень (gemmae sculptae exculptae, α̉νάγλυφα, intaglio) или выдавались на поверхности его (caelatae, έκτυπα, cameo), то каждое отдельно, то одно за другим в связи или рядом (capita iugata), либо обращены друг к другу (adversa), либо отвращены одно от другого (aversa). Первого рода камни служили обыкновенно печатью, другого рода — украшением. Перстень назывался δάκτυλος, anulus; врезанное изображение, возле которого обыкновенно читалось и имя владельца — σφραγίς (см. Перстень-печатка) σφραγίδιον, художники, работавшие таковые — δακτυλιογλύφοι, scalptores anulorum, anularii. Когда Сулла, Лукулл, Помпеи и др. привезли из Греции и Малой Азии коллекции прекрасных резанных камней (δακτυλιοθη̃και) в Рим, то и здесь скоро возбудилась и распространилась охота до них, и пасынок Суллы, Скавр, сам Помпей, Цезарь и др., собрали коллекции гемм, хотя Рим никогда не произвел выдающихся художников по этой части. Таким образом, это искусство, переходя от двора Птолемеев ко двору Августа, для которого работал Диоскорид, утратило в значительной мере чистоту стиля, но зато получило особенный римский отпечаток. Из всех памятников искусства в самом большом количестве дошли до нас геммы, но они тогда именно начали производиться в большом количестве, когда высокий стиль искусства начинал уже опускаться. И в этом отношении гемма имеет большое сходство с эпиграммою греческой антологии, и обе они могут служить друг другу объяснением. Первый всеми признанный художник-гранильщик был Пирготел, имевший один только право вырезать на камне изображение Александра; но верх совершенства в этом искусстве представляет гемма, названная cameo Gonzaga и ныне принадлежащая русскому императору; на ней изображены портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и в то же время супруги, Арсинои (по мнению других — Олимпиады и Александра). Этот оникс, творение неизвестного нам художника, самое прекрасное, нежное и гениальное произведение из числа всего дошедшего до нас в этом роде; в сравнении с ним другая прекрасная венская гемма (cameo) является слабым подражанием. Другое отличное произведение — сердолик времен первых императоров, был привезен в Европу неким храмовым рыцарем, пропал во Франции, но под конец 16 в. был куплен императором Рудольфом II за 12 000 червонцев и с тех пор находится в коллекции древностей в Вене. Менее прекрасен и драгоценен агат времен Тиберия, находящийся в Париже (25 фигур, представляющих семейство Августа и побежденные им народы), подаренный графом Бальдуином Фландрским св. Людовику, из византийского императорского сокровища. Эти два — самые большие из всех нам известных резанный камней. Один агатониск, находившийся прежде в герцогском музее в Брауншвейге, содержащий 12 фигур на 3 полях, изображает, вероятно, мистерии Диониса и Деметры. Гемма, принадлежавшая художнику Микеланджело с изображением из сельского быта (собирание винограда), едва ли относится к древности. Были также gemmae astriferae, со знаками рождения и констелляцией планет, которые носились в виде амулета на шее.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Синонимы:

Смотреть что такое "ГЕММА" в других словарях:

  • ГЕММА — (лат. hemma почка). Драгоценный камень, на котором вырезаны какие нибудь изображения или надписи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. гемма (лат. gemma) резной камень с изображениями, выпуклыми (камея)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гемма — камея, глипт; инталия, интальо, камень, звезда Словарь русских синонимов. гемма сущ. • камея • глипт камень с изображением) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • ГЕММА — (? Северной Короны) звезда 2 й звездной величины …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕММА — (лат. gemma) произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕММА — ГЕММА, геммы, жен. (лат. gemma) (иск.). Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Гемма —         (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности служили печатями, знаками собственности, в последующее время используются главным образом… …   Художественная энциклопедия

  • Гемма — (дат. gemma; греч. liJoV) кусок какого либо так назыв.твердого камня, полированный, с вырезанною на нем надписью илихудожественным изображением. Произведения этого рода можно разделить надве категории: в одних, изображение представляется… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • гемма — ы, ж. gemme f. <, лат. gemma драгоценный камень, жемчужина. Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем (выпуклыми или углубленными) изображениями или подписью. БАС 2. Коллекции гемов (драгоценных камней с вырезанными …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • гемма — Резной поделочный или драгоценный камень с выпуклым или врезанным изображением. [Англо русский геммологический словарь. Красноярск, КрасБерри. 2007.] Тематики геммология и ювелирное производство EN gemma …   Справочник технического переводчика

  • ГЕММА — англ.gemma нем.Gemme франц.gemme см. > …   Фитопатологический словарь-справочник

  • Гемма — (латинское gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Гемма Коперника, В. Л. Глазычев. На примере многих памятников мировой художественной культуры автор показывает различные формы взаимозависимости исторического развития искусства и науки. Книгасодержит богатый иллюстративный… Подробнее  Купить за 500 руб
  • Гемма, ода и другие, Рената Лукьянова. Нелегка жизнь великих героев. Приходиться не только отбиваться от полчищ монстров, спасать прекрасных (и не очень) принцесс и принцев, да совершать подвиги во славуМатери – Создательницы,… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
  • Гемма, Александр Куприн. «Зачем полковник Лосев таскал с собою, среди всякого домашнего хлама, натисканного в дряхлый кожаный чемодан, эту совсем не нужную, бесполезную вещицу – он, пожалуй, и сам не мог бы ответить.… Подробнее  Купить за 59 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «ГЕММА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.