- ЭОС, АВРОРА
-
•Ήώς,
Aurora, богиня утренней зари, дочь Гипериона и Фии, сестра Гелия и Селены. Hesiod. theod. 371. Имя ηώς, эолическое αυως, происходит от αημι, αυω, "вею", т. к. с началом зари соединен обыкновенно ветерок; так и Aurora происходит от aura. Розоперстая (ροδοδάκτυλος, "вследствие пяти бледно-розовых, идущих перпендикулярно к горизонту лучей, которые заметны в Малой Азии и Греции, вообще на юге перед восходом солнца", Ameis к Нот. Od. 2, 1), блестящая богиня в шафранном одеянии (κροκόπεπλος, ср. Verg. A. 7, 26. Aurora in roseis fulgebat lutea bigis) поднимается рано утром с ложа из Океана и приносит людям и богам дневной свет, являясь на небе перед своим братом Гелием на колеснице, запряженной белыми и розовыми лошадьми. Таким образом, у Гомера она богиня начала дня, дневного света вообще, но не богиня всего дня; лишь у трагиков она приравнивается с Ήμερα, которая у Гесиода, отличаясь от Эои, является дочерью Ночи и Эреба (Theod. 124, ср. 748). Богиня утренней зари, поднимающаяся еще при мерцании звезд, при дуновении ветерка, родила звездоносцу Астрею ветры: Аргеста, Зефира, Борея и Нота, равно как Эосфора и остальные звезды (Hesiod. theod. 378); подобно все похищающим богиням бури, Гарпиям, уводит она и людей, но только для того, чтобы насладиться их любовью, так. напр., Тифона, сына троянского царя Лаомедонта. Зевс дал ему в угоду ей вечную жизнь. Но она не попросила для него вечной юности, поэтому члены его высохли, а голос пропал. Она заключила его в свою комнату (hymn. in Yen. 3, 219-238) или обратила его в кобылку. Преходящая красота Еои переносится на ее седого супруга. Она родила Тифону Емафиона и Мемнона (Hesiod. theod. 984), царя Эфиопии, который сражался под Троей и был убит Ахиллеем. Также и Ориона увела она, далее Клита, сына Мантия (Od. 5, 121. 15, 250) и с вершины Гиметта в Аттике Кефала, супруга Прокриды. Ov. met. 7, 700. Культа Еоя не имела. Представляют ее или на колеснице, в виде прелестной богини, или как управительницу конями Солнца, с факелом в руке. У римских поэтов А. совершенно тождественна с Еоей.
•Έπαγγελία,
называлось в Афинах высказанное в народном собрании, иногда подкрепленное клятвою заявление о желании начать против кого-нибудь уголовный процесс (δοκιμασίαν τινι επαγγέλλειν) - особенно против ораторов и государственных людей, желавших выступить публично, чтобы заранее поколебать к ним доверие народа.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.