- ЭННИЙ
- • Ennius, Quintus,родился в 239 г. до Р. X. в Рудиях, осском городе в Калабрии (отсюда Calabrae Pierides, Hor. od 4, 8, 20). Cic. Brut. 18. Gell. 17, 21. Воспитание в эллинизированной Нижней Италии, вероятно в самом Таренте, рано познакомило его с греческой литературой. Во 2-ю Пуническую войну он был, по-видимому, взят римлянами в военную службу и отправился солдатом в Сардинию, где обратил на себя внимание Катона, когда он, будучи квестором, на обратном пути из Африки посетил в 204 г. остров. Nep. Cat. 1. Катон взял его с собою в Рим, где он остался навсегда. Его знание греческого языка и его произведения, встреченные очень сочуственно, приобрели ему дружбу могущественных людей того времени, из коих особенной его почитал тонко образованный род Сципионов. Cic. Arch. 9. Cic. de or. 2, 68. В 189 г. он сопровождал консула М. Фульвия Нобилиора как свидетель и провозвестник его деяний в его этолийском походе. Cic. tusс. 1, 2. Aur: Vicl. vir. ill. 52, 3. Лишь позже, около 184 г. получил он через сына только что названного М. Фульвия право римского гражданства (Cic. Brut. 20), но и тогда еще жил в стесненном положении. Он умер от ломоты в костях на 70 году от роду, в 169 г. Cic. Brut. 20. Cat. mai. 5. Его поэтическая деятельность охватывала все области поэзии, но слава его была основана главнейше на большом историческом стихотворении Annales, в 18 книгах, в котором была рассказана в хронологическом порядке вся римская история от Энея до времена самого поэта и которое как по содержанию, так и по поэтическому изложению могло заменить римлянам недостававший им национальный эпос. Содержанием первых книг были римские сказания, в следующих были описаны с особенной любовью великие военные подвиги позднейшего времени, свидетелем коих поэт был отчасти сам. Э. в этом произведении впервые заменил употреблявшийся дотоле versus Saturnius гекзаметром и сделал, таким образом, решительный шаг к приноравливанию греческой метрики к латинскому языку. Кроме того, он написал много трагедий, в коих держался греческих образов, преимущественно Еврипида (Медея, Гекуба, Андромаха и др.), может быть, также praetextae (Ambracia и Sabinae). Менее значения имеют его комедии. Далее ему приписывают Saturae (по крайней мере 6 книг), не сатиры в позднейшем значении слова, но, соответственно, в первоначальным смыслом слова (см. Satira, Сатира), смешанные стихотворения самого разнообразного содержания в свободном и несвязном тоне. К сатирам же принадлежали, вероятно, многие приписываемые Э. стихотворения, большею частью переводы или обработки греческих оригиналов: Sota, названное так по versus sotadeus, которым оно написано; Praecepta или Protrepticus; Heduphagetica (неверно Hedypathia), описание лакомств по греческому стихотворению Архестрата; Euhemerus, описание сказаний о греческих богах по Евемеру (см. Euhemerus, Евгемер); Epicharmus, Эпихарм, философского содержания, написанное трохаическим тетраметром, и, наконец, эпиграммы. Принадлежит ли стихотворение Scipio к Saturae, или это эпос в трохаическом тетраметре, или, наконец, трагедия (praetexta), остается неразрешенным вопросом; последнее мнение защищает Roeper (Danzig, 1868). В противоположность к позднейшей поэзии, развившейся по тончайшим правилам греческого искусства, Э. считался представителем национальной римской поэзии. Чего ему недоставало с формальной стороны, то он заменял искусством своей фантазии, обнаружившейся как в творческом образовании языка, так и в чисто поэтических описаниях. Ov. trist. 2. 22. Liter, 1, 118 cл. Поэтому в позднейшие времена, несмотря на устарелую форму, его много читали, объясняли и критиковали в школе. Замечательны в этом отношении слова Квинтилиана (10, 1, 88): Ennium sicut sacros vetustate lucos adoremus, in quibus grandia et antiqua robora non tantani habent speciem quantam religionem. Лучшее собрание фрагментов J. Vahlen (1854); фрагменты его драм: Ribbeck в Scaeniсае Roman, poes. fragm.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.