- Энний
-
Квинт Энний (лат. Quintus Ennius) — древнеримский поэт. Родился в 239 году до н. э. в г. Рудии (между Бриндизи и Таранто); по происхождению был греком. В 204 г. Марк Порций Катон привёз Энния в Рим из Сардинии, где тот нёс военную службу. В столице Энний занялся педагогической деятельностью и скоро, благодаря своему литературному таланту и общительному характеру, приобрёл расположение многих знатных римлян, которые начали в то время сознавать силу поэзии.
В 189 году Марк Фульвий Нобилиор, отправляясь в Этолию, пригласил с собой Энния, чтобы тот впоследствии мог воспеть его подвиги. Сын этого вельможи добился для Энния в 184 г. прав римского гражданина. Умер Энний в 169 году до н. э. от подагры, так как, по свидетельству Горация, любил поощрять свой поэтический талант дарами Вакха.
Все произведения Энния дошли до нас только в отрывках. Пережитая Эннием эпоха второй пунической войны побудила его воспеть славные подвиги гостеприимно приютившего его народа. На этой эпопее, названной Эннием «Annales» (летопись; позднейшие грамматики дали ей заглавие «Romaïs»), была, главным образом, основана его литературная слава. По-видимому, Энний трудился над «Анналами» значительную часть своей жизни и выпускал их в свет неоднократно, дополняя каждое издание новейшими событиями. В целом виде «Анналы», предположительно, представляли собой 18 книг, с 1500-1800 стихов в каждой, и изображали историю римлян от прибытия Энея в Италию до событий 178-5 гг. до н. э. До нас дошло только 600 с небольшим стихов; поэтому при оценке поэмы и определении её объёма и содержания мы должны опираться, главным образом, на свидетельства древних писателей.
Судя по всему, Энний собрал для своего труда обширные материалы, в виде общественных и частных летописей, фамильных преданий и т. п., и хотел создать художественную эпопею наподобие Гомера. Это последнее особенно явствует из предисловия к поэме, где Энний рассказывал, что видел во сне Гомера, раскрывшего ему тайны вселенной и загробной жизни и сообщившего, что душа его, Гомера, побывав в теле павлина, переселилась ныне в Энния.
Подражание Гомеру выразилось и в том, что Энний написал свою поэму гексаметрами, впервые введя в римскую литературу этот размер. Эти первые попытки далеко не везде были удачными, чем отчасти объясняется суровое суждение Моммзена об «Анналах». Энний пробовал свои силы и в разных других родах литературы. Из сохранившихся отрывков от 22 драм Энния видно, что сюжеты для трагедий он брал преимущественно из мифов о троянской войне и в обработке их примыкал, главным образом, к Еврипиду, скепсис которого находил себе много откликов в душе Энния.
С греческими оригиналами Энний обращался очень свободно и, видимо, старался приспособить их к потребностям римской сцены; так, например, в «Ифигении» хор девушек, выведенный у Еврипида, заменён у Энния хором солдат. Из римской жизни нам достоверно известна только одна пьеса Энния — «Похищение сабинянок». От комедий Энния осталось только два заглавия; Теренций причисляет Энния к авторам, которые соединяли в своих произведениях сцены из нескольких греческих оригиналов.
В дидактическом стихотворении «Epicharmus» Энний, примыкая к воззрениям названного сицилийского философа, изложил (в трохаических тетраметрах) его материалистическое натурфилософское учение. Подобным же рационалистическим направлением отличается и написанное, вероятно тем же размером, сочинение «Euhemerus — sacra historia», содержащее в себе известный взгляд на происхождение богов и сохранившееся, главным образом, в переработке Лактанция. Юмористическое дополнение к этой философии представляет дидактическая поэма (в гексаметрах) из кухонного мира: «Hedyphagetica» («лакомства»); уцелевший отрывок из неё перечисляет разные сорта рыб.
Наконец, Энний писал сатиры и эпиграммы, причём в последних впервые, кажется, ввёл в римскую литературу элегический дистих. — Произведениям Энния не хватало художественной отделки, но он обладал несомненным талантом (ingenio maximus, arte rudis называет его Овидий) и, потому, оказал сильное влияние на последующих поэтов (например, на Виргилия), которые заимствовали у него и много красивых оборотов. Особенно ценили Энния Цицерон и Витрувий. По свидетельству Авла Геллия, ещё во II-м столетии н. э. отрывки из «Анналов» входили в программу публичных чтений, хотя в век империи за Эннем признавали скорее одно историческое значение: мы должны уважать Энния, говорит Квинтилиан, как уважаем древние священные рощи, огромные старинные дубы, которые не столько красивы, сколько почтенны.
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Wikimedia Foundation. 2010.