ТАНЕЦ


ТАНЕЦ
   • Όρχηστική, 'όρχησις,
         Saltatio, y Гомера ο̉ρχηστύς, что было тесно соединено с игрой на цитре и пением (ο̉., κίθαρις καὶ α̉οιδὴ, Il. 13, 721; μολπή есть общее название того же самого). По большей части танцор и певец было одно и то же лицо и танец обыкновенно сопровождался игрой на цитре, а также мимическими телодвижениями. Гармоническое развитие тела, о котором греки так много заботились, обнаруживалось преимущественно в их орхестике или танцевальном искусстве, которое было сначала исключительно мимикой, т. е. выражением мыслей и чувств посредством телодвижений. Таким образом, Т., вместе с поэзией и музыкой, принадлежали к области изящных искусств и отличались от этих двух видов искусства только средством выражения. Состоя в движениях тела, Т. находятся в тесном отношении с гимнастикой, отличаясь от нее тем, что цель гимнастики — развитие и укрепление тела — в Т. уже предполагается достигнутой, и, основываясь на этом, они имеют целью красоту и изящество движений. Греческое танцевальное искусство, подобно современному балету, состояло преимущественно в движении рук и ног и начало его восходит от отдаленной древности; во времена Гомера оно играет уже важную роль. Ноm. Od. 1, 152. 17, 605. 6, 65. 8, 261 слл. Il. 13, 637. 18, 569 слл. 590 слл. Орхестика, как искусство, с течением времени все более и более развивалось, ясные доказательства чему находятся у Лукиана (de salt. 25. 34). Материал для мимического выражения в Т. доставляла обыкновенно мифология (ibid. 37-61. 63. 67. 80. 83). Т. были весьма различны, и Полидевк дает их перечисление (4, 99-105). Крупные виды Т. были: мужские, военные и мирные, затем было множество мелких видов, особенности которых обусловливались местными условиями. Так, Аристоксен у Афенея (1, р. 22 В.) называет Т. лаконские, трэзенские, епизефирские, критские, ионийские, мантинейские; эти, конечно, в свою очередь, имели несколько различных подразделений. Т. применялись:
       1. как воспитательное средство, именно у спартанцев, эфебы которых, по Лукиану (de salt. 10), ου̉ μει̃ον ο̉ρχει̃σθαι 'ή ο̉πλομαχει̃ν μανθάνουσιν;
       2. в общественной жизни, преимущественно на пирах, где зрителей занимали Т. профессиональные танцоры, занимавшиеся Т. как ремеслом, а не искусством, т. к. мало-помалу образовался предрассудок, осуждавший публичные Т. Танцы не составляли также принадлежности народного гулянья. Hdt. 6, 129. Хеn. Hiero. 6, 2. Увлечение Т. считалось признаком нескромности. Athen. 4, р. 134 А. Совместные Т. взрослых лиц обоего пола были также не в обычае. Римляне еще строже смотрели на Т. в общественной жизни. Cic. Mur. 6. Cic. Deiot. 9. Macrob. sat. 2, 10. Sall. Cat. 26. Corn. Nep. praef. и Epam. 1. Напротив, 3) религиозные Т. были необходимою принадлежностью культа и вместе со светскими Т. составляли существенную часть многочисленных праздников. Религиозные Т., простые и хороводами вокруг алтаря, были особенно употребительны на праздниках Диониса и Аполлона на острове Делос. Хороводы, за исключением вакхических и пляски корибаитов, состояли в медленных ритмических движениях. Такой хоровой Т. на острове Делос назывался γέρανоς и исполнялся в честь Тесея по лабиринту. Athen. 10, 424. С. Plut. Thes. 21. Военные Т., бывшие в особенном употреблении в дорических государствах, преимущественно в Спарте, имели более оживленный характер. Исполнялись они преимущественно на празднике гимнопедии. Важнейший военный Т. назывался πυρρίχη (см. Пирриха). Военные Т. существовали также у других народов, напр., фракийцев, миссян, персов, пафлагонцев и особенно фессалийцев. На пирах также исполнялись военные Т. для развлечения гостей. Хеп. conv. 2, 11. Платон обозначает все рода военных Т. именем πυρρίχη (legg. 7, 816 В. С.), так же как все мирные Т. он называет ε̉μμέλεια (см. Эммелия). Эти последние были весьма разнообразны, и в число их входили театральные Т. Некоторые из них перечислены у Поллукса (4, 99. 105) и Афинея (1, 20 Е. 15, 631 А.). ср. Hdt. 6, 129. Luc. de salt. 22. 26. Athen. 14, 629 D. Кроме того, при полевых праздниках происходили различные деревенские Т., имевшие частью мифический, частью ритмический характер. Έπιλήνιος был Т., в котором представлялись все действия, совершаемые при собирании и выжимании винограда. Гимнастический танец назывался βίβασις и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били себя сзади ногами, причем зрители считали скачки. Т., называвшийся 'όρμος (ожерелье), танцевали вместе девочки и мальчики, составляя из себя кружок (греки таких совместных Т. мальчиков и девочек вообще не одобряли). У римлян танцевальное искусство редко было применяемо помимо театра. Ливий упоминает, что в 209 г. до Р. X. девушки равномерным шагом ходили вокруг жертвенного алтаря. (27, 37). К танцевальному искусству следует причислить и пляску Салиев, как первоначальный вид Saltatio. Horat. Od. 1, 36, 12. 4, 1, 26. Во времена Августа девушки любили ионийские Т. с плавными жестами (ibid. 3, 6, 22), а во времена Империи танцевальное искусство сделало вообще успехи с присоединением к Т. мимики. Vopisc. Aurelian. 6. Но особенного развития достигло танцевальное искусство на театральной сцене. Из числа театральных танцоров пользовались известностью Пилад, отличившийся в важных и патетических трагических Т., и Бафилл, танцор легкого комического Т., жившие оба во времена Августа. На стенных картинах сохранились многочисленные изображения различных Т. Кроме Рима и Греции танцевальное искусство было развито в Испании и на Востоке. Из Гадеса приезжали в Рим искусные танцовщицы, которые привлекали на свои представления многих посетителей (Mart. 14, 203. Juv. 11, 162). Со времени Александра Великого греческие Т. перенесены были на Восток, по крайней мере они, несомненно, были в употреблении в Сирии при дворе Селевкидов и в Египте при дворе Птолемеев.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "ТАНЕЦ" в других словарях:

  • Танец — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Танец По настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колюч …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… …   Словарь синонимов

  • Танец —  Танец  ♦ Danse    Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец… …   Философский словарь Спонвиля

  • ТАНЕЦ — (нем. Tanz). Род, вид пляски. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЕЦ нем. Tanz, фр. danse. Вообще пляска. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ТАНЕЦ — белых лебедей. Жарг. шк. Шутл. Женская раздевалка в спортзале. ВМН 2003, 131. Танец боро. Жарг. угол. Шутл. Вино. Балдаев 2, 74; ББИ, 241; Мильяненков, 245. Танец на воде. Жарг. мол. Шутл. ирон. О походке пьяного человека. Максимов, 65, 415.… …   Большой словарь русских поговорок

  • танец — вдохновенный (Полонский); дикий (Городецкий); необузданный (Серафимович); радостный (Серафимович); размеренно радостный (Брюсов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л …   Словарь эпитетов

  • ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, танца, муж. (от нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, нца, муж. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений …   Толковый словарь Ожегова

  • Танец — (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои… …   Энциклопедия культурологии

  • Танец — майстэрства ўбіраць нагу да таго, як на яе наступіць партнёр …   Слоўнік Скептыка

  • танец —     ТАНЕЦ1, хореография     ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, хореографический     ТАНЕЦ2, перепляс, пляска, разг. пляс, жарг. дрыгалка     ТАЦЕВАЛЬНЫЙ, плясовой     ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, приплясывать     ТАНЦЕВАТЬ/СТАНЦЕВАТЬ, вальсировать, плясать/сплясать, разг.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

Другие книги по запросу «ТАНЕЦ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.