- САТИРЫ, (II)
-
•Satўri,
спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (φήρεα) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их γένος ου̉τιδανω̃ν Σατύρων καὶ α̉μηχανοεργω̃ν, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино - их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты - фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались Σατυρίσκοι. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.