СОФЬЯ

СОФЬЯ
СОФЬЯ - героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» (Ю.Н.Тынянов), которая разворачивается на бурном общественном, политическом фоне русской жизни начала 20-х годов XIX в. С. распускает слух о сумасшествии Чацкого, «рядит его в шуты» и побеждает в той борьбе, которая происходит между ними. Но победа ее мнима. Темы «обмана» и «горя» касаются не только Чацкого, но и С.
«Горе» С. связано с ошибкой внутреннего зрения, с неудачным выбором «героя романа». С. платит за «коварство» Молчалина и собственную нравственную неразборчивость глубоким унижением и одиночеством («А горе ждет из-за угла...»).
Взаимоотношения Чацкого и С. совсем непросты. Независимо от желания С., ее интерес к Чацкому не гаснет; он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого.
Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды С. на прочность ее отношений с Молчаливым. Тема возникает в сцене воспоминаний о Чацком в ответ на упреки Лизы: «Я очень ветрено, быть может, поступила
//И знаю, и винюсь, но где же изменила? Кому?» Ход сюжета на тысячи ладов повторит мотив «измены», десятки раз поставит вопрос «Кому?». Чацкому не надо совершать никаких поступков, уже само постоянное присутствие его в доме Фамусовых делает проблематичным то «скромное» обаяние Молчалина, которое С. так высоко ценит. Не страх разоблачения ее романа Фамусовым, а ужас перед вероятным разоблачением «идеала» толкает С. защищать достоинства Молчалина от каждого, кто посягнет их оспорить, особенно если это Чацкий.
Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит С., та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Но в коллизию вмешивается случай. Он дает С. шанс уничтожить Чацкого в глазах общества, обрядить его в шуты («А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
//Угодно ль на себе примерить?»). Инициатива С. подхвачена всеми «московскими» родственниками, знакомыми, друзьями, и сплетня приобретает вес «общественного мнения»: «Не я сказал, - другие говорят». Этому «бесенку в юбке» (Блок) остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчаливым, случайно является не вовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает. Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство».
Истолкование С. на театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно - лирико-психологическое (С. любит Чацкого, но сама того не понимает) - сложилось уже в первых постановках пьесы. В таком рисунке С. играли актрисы XIX века от М.Д.Лыювой-Синецкой (1830) до М.Н.Ермоловой (1874). Другое - обличительное (С. - дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ (1925), где С. исполняла А.О.Степанова. Особняком стоят С. - М.Н.Германовой (МХТ 1906), С. - З.Н.Райх (ТИМ 1928), сломавших стереотипы и сыгравших одна - «чайную розу» (В.И.Немирович-Данченко), другая - сложное «переплетение своенравных чувств» (П.А.Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С. - Т.В.Дорониной в спектакле Г.А.Товстоногова (БДТ, 1962). Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства: женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.
Лит. см. к статье «ЧАЦКИЙ».
Е.В.Юсим

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СОФЬЯ" в других словарях:

  • Софья — и, жен.; стар. София, и.Производные: Софьюшка; Софа; Соня (Сона); Сонюша.Происхождение: (Греч. sophia мудрость.)Именины: 4 июня, 17 июня, 30 сент., 1 окт., 29 дек., 31 дек. Словарь личных имён. Софья ж Премудрая (греч.). 4 июня (22 мая) –… …   Словарь личных имен

  • софья — премудрость; София; Софьюшка, Софа, Соня, Сонюша, Софи Словарь русских синонимов. софья сущ., кол во синонимов: 5 • имя (1104) • соня …   Словарь синонимов

  • СОФЬЯ — 1. (Софья Алексеевна (1657 1704) дочь царя Алексея Михайловича, правительница России в 1682 1689 гг.) Покрепче нежели семью Печатями скрепила кровь я. Так, нахлобучив кулаком скуфью Не плакала Царевна Софья! Цв920 (I,564.1); Но нет! Конец твоим… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Софья Гольшанская — Zofia Holszańska …   Википедия

  • Софья Ская — Софья Аржаковская Имя при рождении: Софья Андреевна Аржаковская Дата рождения: 12 августа 1987(1987 08 12) (25 лет) Место рождения: Ленинград, СССР …   Википедия

  • Софья Алексеевна — Софья Алексеевна …   Википедия

  • Софья Алексеевна (царевна) — Дом Романовых (до Петра III) Роман Юрьевич Захарьин Анастасия, жена Ивана IV Грозного Фёдор I Иоаннович Феодосия Фёдоровна …   Википедия

  • Софья Ковалевская (фильм) — Софья Ковалевская Жанр байопик Режиссёр Аян Шахмалиева …   Википедия

  • СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА — (1657 1704), царевна, правительница Русского государства в 1682 89 при двух царях её малолетних братьях Иване V и Петре I. К власти пришла с помощью В. В. Голицына, Мило славских, Шакловитых и стрельцов. Правительство Софьи Алексеевны заключило… …   Русская история

  • Софья Ротару — Гибкая пластинка Софии Ротару Дата выпуска 1972 Записан 1972 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»