ВИОЛА

ВИОЛА
ВИОЛА (англ. Viola) - героиня комедии У.Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1601). Образ, максимально полно выражающий представление о человеке эпохи Ренессанса. Деятельная, смелая, предприимчивая, щедрая В. к тому же красива, хорошо образованна и воспитанна. Она - хозяйка своей жизни и, даже оказавшись в непривычной обстановке, в неизвестном окружении, может быстро осмыслить, что к чему, и расположить всех к себе. Действуя и очаровывая, В. не кривит душой, чем еще более подкупает. Первое появление героини происходит после кораблекрушения, как раз в тот момент, когда она выбирается на берег, спасенная капитаном и матросами, лишившись брата Себастьяна. Так по воле судьбы В. оказывается в Иллирии. Выведывая подробности об этом государстве, она тут же составляет план действий на ближайшее будущее. По-видимому, отдавая себе отчет в том, что мужчина гораздо свободнее в своих поступках, чем женщина, В. просит раздобыть ей мужское платье и представить ее местному правителю, герцогу Ор-сино, как кастрата. Она заверяет, что «умеет петь, умеет веселить игрой на лютне и способна к службе». Все задуманное В. с удивительной легкостью воплощает в жизнь. Не прошло и трех дней, а она уже доверенное лицо герцога. Он в восторге от Цезарио (такое имя присвоила себе В., переодевшись в мужской костюм) и уверен, что именно он должен отправиться к графине Оливии. Герцог влюблен в графиню и считает, что только нежный и красноречивый Цезарио сможет должным образом рассказать гордой даме о его чувствах.
В. и вправду умеет прекрасно вести диалог, у нее явная склонность к философским обобщениям типа «природа под изящной оболочкой скрывает часто гниль» или «кто легкомысленно играет словами, может быстро сделать их лживыми». В. влюбляется в герцога и, по ее признанию, сама не прочь выйти за него замуж. Оливия же не отвечает Орсино взаимностью лишь потому, что влюбляется в В., или, как она считает, в Цезарио. Беседуя с герцогом, В., с одной стороны, старается не проявить свои чувства, с другой - не забывает о необходимости соблюдать такт. Стоящая перед ней задача весьма сложна: сообщить герцогу о том, что Оливия не разделяет его чувства, не обидев его и не выдав собственной радости. В. выбирает достаточно оригинальный тактический ход: передав о решении Оливии, она начинает рассказывать герцогу о том, как глубоко и искренне могут любить другие женщины, таким образом напоминая ему, что Оливия вовсе не одна на свете. Не меньшую выдержку проявляет В. и в те моменты, когда ей становится ясно, что ее брату удалось спастись и что он где-то совсем рядом. Считая нужным довести свой план до конца, В. сохраняет абсолютное внешнее спокойствие и учтивость, когда ее пытаются вызвать на дуэль за нанесенное кому-то оскорбление, чего она, вполне понятно, не совершала (это было делом рук Себастьяна). Даже столкнувшись лицом к лицу с братом, В. проявляет сдержанность и ос-, торожность. Она считает необходимым > сначала уточнить некоторые детали, а уже по-/ том признать родство. «У моего умершего отца над правою бровью родинка была»,- сооб-/ щает В., на что Себастьян отвечает: «И мой f отец имел такой же знак» и т.д.
В. сумела выйти победительницей из сложнейшей ситуации. Сохранив со всеми прекрасные отношения, она получила в мужья герцога Орсино, а ее брат, тоже во многом благодаря обаянию и красноречию сестры, взял в жены графиню Оливию. Получилось, что В. сражалась за двоих и за обоих преуспела. Ее образ перекликается со словами Г.Гейне из его поэмы-статьи «Женщины и девушки у Шекспира»: «Грациозная женская фигура, стоявшая за рулем на одном из суденышек, крикнула мне, проплывая мимо: «Правда, друг мой, тебе очень хочется получить определение шекспировской комедии?» Не знаю, сказал ли я ей «да», но прекрасная женщина в то же мгновение погрузила руку в воду и плеснула мне в лицо градом звенящих искр...» Этой грациозной женщиной вполне могла быть героиня комедии «Двенадцатая ночь».
Лит.: Гейне Г. Женщины и девушки у Шекспира
//Собр. соч. М., 1958. Т.7.
О.Г.Петрова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВИОЛА" в других словарях:

  • Виола — Виуэла, фидель Семейство виол (иллюстрац …   Википедия

  • ВИОЛА — (прованс., итал. и исп. viola, франц. viole, сред. век. лат. vitula, от лат. vitulari прыгать, как теленок, веселиться). Прежде общее название музыкальных струнных инструментов, на которых играли смычком; теперь альт, похожий на скрипку. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • виола — баритон, альт, инструмент Словарь русских синонимов. виола сущ., кол во синонимов: 12 • альт (8) • альтовка …   Словарь синонимов

  • Виола — ы, жен. Заимств.Производные: Виолка; Ола (Оля); Олюша; Вила.Происхождение: (Лат. viola фиалка.)Именины: 3 мая, 29 окт. Словарь личных имён. Виола русск. женское имя Словарь личных имён и отчеств (с календарем име …   Словарь личных имен

  • ВИОЛА — ВИОЛА, виолы, жен. (итал. viola) (муз. ист.). Старинный смычковый музыкальный инструмент в форме скрипки, но больших размеров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ВИОЛА — ВИОЛА, ы, жен. Старинный струнный смычковый музыкальный инструмент. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ВИОЛА — жен. альтовка, альт; музыкальное смычковое орудие, среднее между скрыпкой и виолончелью. Скрыпичная квинта (е) убавлена, а басок (с) прибавлен. Виолист муж. тка жен. альтист, музыкант на виоле, на альту. Виолончель ·об. музыкальное… …   Толковый словарь Даля

  • Виола — (Viola) название целой группы старинных струнных смычковыхинструментов, из которых многие вышли из употребления, как то: violabastarda, viola di bardone, viola di gamba, viola pomposa (последние двавида вытеснены виолончелью). В настоящее время… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Виола — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN Viola …   Справочник технического переводчика

  • ВИОЛА — название семейства смычковых инструментов, популярных с 15 по 18 вв. Виолы отличались от инструментов скрипичного семейства прежде всего тем, что играли на них, упирая в колено или держа между коленями, отсюда и родовое название виола да гамба (… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»