БАРОН

БАРОН
БАРОН - герой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии: The covetous knight» - литературная мистификация: у английского поэта В.Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, - конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, знаменитым своей скупостью.
Литературные источники образа скупого рыцаря весьма обширны. Это прежде всего Щеток Шекспира и Гарпагон Мольера, а также прототип последнего - Гарпаг Плавта. В ряду других прообразов обычно называют Варраву («Мальтийский еврей» К.Марло, ок. 1S92), многих скряг в комедиях Гольдони, вариации мольеровского Гарпагона в пьесах Жюста и Детуша, скупцов в романах В.Скотта (Двайнинг и др.), героя трагедии Г.Мильмана «Фацио» (1818), а также главного персонажа новеллы Гофмана «Майорат» (1817), что примечательно, скупого барона, живущего в сторожевой башне рыцарского замка. К общелитературному фону пушкинского образа можно отнести комедию А.П.Сумарокова «Лихоимец» (1760-е гг.), оперу «Скупой» (пьеса Я.Б.Княжнина, музыка В.А.Пашкевича, ок. 1782).
Сравнивая два образа скупого, Гарпагона и Шейлока, Пушкин отмечал, что «у Мольера Скупой скуп - и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Эта характеристика значима для понимания пушкинского Б., в портрете которого соединились разнообразные черты. Его безграничная скупость, жестокость (рассказ о бедной вдове, простоявшей полдня на коленях, моля простить мужнин долг), мстительность в отношении сына, им оклеветанного перед Герцогом, сочетаются с чувством рыцарского достоинства, гордостью и отвагой. В разговоре с Герцогом Б. выказывает готовность в случае войны «старый меч <...> рукой дрожащей обнажить». Однако внимание Пушкина занимает не нрав скупого, представленный в парадоксальных сцеплениях с другими свойствами характера. В своей трагедии поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и двух соответствующих мировоззрений - феодального и буржуазного. Характер Б. - отражение этой коллизии. Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б. между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. тем не менее служит другому кумиру - деньгам: «И как же служит? как алжирский раб,
//Как пес цепной». Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом. Однако парадокс Б., по верному наблюдению С.Б.Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества («Я царствую!») и власти («Мне все послушно, я же - ничему»). Деньги дают Б. то, что Фауст приобрел, заключив сделку с дьяволом, - они, пускай иллюзорно, возвращают молодость, позволяют испытать любовный жар, почти эротическое возбуждение. Ошибка Б. (этот непременный элемент в развитии трагедийного характера) заключается в том, что он, взяв на вооружение приемы «ужасного века», не предусмотрел возможность обратного их применения, к нему самому. Б. умирает, потрясенный нерыцарским поступком сына, прилюдно обвинившего отца во лжи; но последние его слова: «Где ключи?» - принадлежат не рыцарю, а ростовщику.
Премьера «Скупого рыцаря» была назначена в Александрийском театре на 1 февраля 1837 г., но не состоялась из-за гибели поэта. Впервые трагедия была сыграна на этой же сцене в 1852 г. с участием В.А.Каратыгина в главной роли. Исполнителями роли Б. были впоследствии: М.С.Щепкин (1853, Малый театр), К.С.Станиславский (1888, Общество искусства и литературы), А.А.Остужев (1937), Н.К.Черкасов (1962), И.М.Смоктуновский (1979). На сюжет трагедии написана опера С.В.Рахманинова (1906).
Лит.: Розанов Н.Н. Пушкин и Гольдони. К вопросу о прототипах «Скупого рыцаря»
//Пушкин и его современники. М., 1930. С. 141-150; Якубович Д.П. «Скупой рыцарь». Комментарии
//Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. 7; Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 59-100; см. также Лит. к статье «БОРИС ГОДУНОВ»,
С.В.Стахорский

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БАРОН" в других словарях:

  • барон — а, м. baron m.,> нем. Baron. 1. Дворянский титул в Зап. Европе; низший дворянский титул в России, пожалованный или признанный государем с петровского времени. Сл.18. Свейские люди .. идут сквоз Саксонскую землю к Ягану Баниру а барон фон Гелен …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • БАРОН — (нем. Baron, франц. baron, от древн. герм. baro муж, вассал). 1) название феодального наследственного владельца. 2) почетный дворянский титул в Европе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОН в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • БАРОН — Мюнхгаузен. Жарг. шк. Шутл. Ученик у доски. ШП, 2002. Барон фон Мыльников. Книжн. Пренебр. Человек, производивший самое положительное впечатление и оказавшийся ничтожным, ничего собой не представляющим. БМС 1998, 42. Барон фон Триппенбах. Жарг.… …   Большой словарь русских поговорок

  • БАРОН — муж. носящий звание, достоинство баронства, низшей степени именитого (титулованного) дворянства, которая у нас жалуется иногда и неслужащим, напр. именитым торговым людям; | баронство, также барония жен. владения, поместья барона. Баронша жена… …   Толковый словарь Даля

  • Барон — Христиан (1835–1923) собиратель латышских народных песен. Активный участник прогрессивно национального движения «младолатышей» (см. Латышская литература) 60 х гг. В связи с отливом движения и общим увлечением фольклором, Б. навсегда покидает… …   Литературная энциклопедия

  • барон — магнат Словарь русских синонимов. барон сущ., кол во синонимов: 3 • божество (103) • магнат …   Словарь синонимов

  • БАРОН — (от позднелат. baro с первоначальным значением человек, мужчина) в Западной Европе при феодализме непосредственный вассал короля, позднее дворянский титул (жен. баронесса). Титул Б. в Англии (где он сохраняется и поныне) занимает последнее место… …   Юридический словарь

  • БАРОН — (на средневековой латыни baro, родительный падеж baronis), в Западной Европе в средние века непосредственно вассал короля, позднее дворянский титул; в России со времени Петра I …   Современная энциклопедия

  • БАРОН — (от ср. век. лат. baro род. п. baronis), в Зап. Европе в средние века непосредственный вассал короля, позднее дворянский титул (в России введен Петром I для высшего прибалтийского дворянства немецкого происхождения) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Барон — в средневековой Западной Европе непосредственно вассал короля (императора), позднее дворянский титул. В Англии высшие бароны, выделившиеся постепенно (с 13 в.) в привилегированную социальную группу, стали наследственными членами Палаты лордов в… …   Исторический словарь

  • БАРОН — БАРОН, барона, муж. (франц. baron) (дорев. и загр.). Титулованный дворянин, занимающий в иерархии зап. европейской знати степень ниже графа. «У всякого барона своя фантазия.» погов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»