- ПАРАТОВ
-
ПАРАТОВ - герой драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Островский считал своей обязанностью «во имя вечной правды <...> разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми». «Так на моей памяти,- пишет драматург,- отжили <...> наши Печорины». «Блестящий барин» П.- это Печорин семидесятых годов, о котором Лариса восхищенно говорит: «Это идеал мужчины». Для ревнивого и завистливого Карандышева П.- всего-навсего «промотавшийся кутила», «развратный человек», любитель «пыль в глаза пускать». Точнее всего истинная сущность П. раскрывается в его собственных словах: «У меня <...> ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». В поэтике Островского это означает, что у П. нет души. Душу ему заменяет игра страстей, волнение крови. Ради острых ощущений он готов на все, с легкостью «переступая» через людей и оставаясь абсолютно равнодушным к чужим «терзаниям». Утонченное издевательство над Карандышевым на глазах у Ларисы - красноречивое тому подтверждение. В этом есть нечто «ставрогинское», но, разумеется, без всякой «метафизики».Только с Ларисой связаны у П. остатки человечности - «благородные чувства», волнения души. Слушая ее пение, он «проклинает» себя, понимает, что «должен презирать себя» за «малодушие», за поставленный выше любви «расчет». В этот момент он искренне верит, что это «не совсем опошлился, не совсем огрубел». Но момент проходит, душа замолкает, и удовлетворенная страсть приводит к победе «здравого рассудка»: «волюшка» продана - надо честно выполнять условия сделки.Взгляд Островского на своего героя строго реалистичен: ни «романтизма» Печорина, ни «демонизма» Ставрогина. Все проще, грубее, пошлее. Драматург оставляет для П. финал открытым. Дважды повторенный возглас: «Велите замолчать!» - может означать потрясение П., его раскаяние или что-то другое, противоположное.Первый исполнитель роли П.- А.П.Ленский (1878). Среди других исполнителей - М.Ф.Астангов (1940).Лит. см. к статье «ЛАРИСА».Н.А.Шалимова
Литературные герои. — Академик. 2009.