Мейерхольд Всеволод Эмильевич


Мейерхольд Всеволод Эмильевич
МЕЙЕРХ́́ОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874—1940), сов. режиссер (см. также ст. Театр). 10 янв. 1915 поставил пьесу Л. «Два брата» на лермонт. вечере Лит. фонда. В 1916 спектакль возобновлен в Александринском театре; там же 25 февр. 1917 М. поставил «Маскарад». Позднее (1933 и 1938) создал еще две ред. этого спектакля, к-рый шел до 1941. В ст. «Русские драматурги» (1911) М. восхищался «избытком страстей» в драмах Л. и видел в них прежде всего «театр действия». Сдержанность и простота постановки «Двух братьев» как бы подчеркивали стремительность внутр. развития драмы. Однако вихревой темп первых картин «Маскарада», к-рый, по мысли М., должен выразить «насыщенную демонизмом сферу драмы», препятствовал психол. раскрытию характеров. Трагизм гибели Арбенина — осн. идея спектакля. В трактовке образа Арбенина М. колебался, о чем говорят две записи 1911: в одной «Маскарад» сближается с «Горе от ума», а Арбенин с Чацким, в другой подчеркнута автобиографичность героя («Лермонтов — Печорин — Арбенин»). Вторая концепция возобладала в спектакле. Понятие демонизма постепенно сгустилось в фигуре Неизвестного, за к-рой М. видел убийцу Л. и убийцу гения вообще. Неизвестному отводилась гл. роль, в спектакле звучала тема рока, утверждалось могущество инфернальных сил, погубивших героев. При возобновлении спектакля М. перешел от абстрактных символов к приподнятой, романтич., но глубоко человечной трагедии. «Свет» приобрел конкретные социальные черты, а герои — психол. углубленность, позволившую более жизненно и исторически достоверно мотивировать их действия. Соч. О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы. ч. 1, М., 1968, с. 182, 184, 206—304.
Лит.: Ю. С., Лермонт. спектакль Лит. фонда, «Аполлон», 1915, № 2, с. 67—69; Гуревич Л., Мариинский театр. Лермонт. спектакль, «Речь», 1915, № 11, с. 4; Homo Novus (А. Кугель), Заметки, «Театр и иск-во», 1917, № 10—11, с. 192—194; Соловьев В., «Маскарад» в Александринском театре, «Аполлон», 1917, № 2—3, с. 72—76; Варшавский Я., Л. и Мейерхольд, «Театр», 1939, № 5; Эйхенбаум Б., Три редакции «Маскарада», «Иск-во и жизнь», 1939, № 3; Мацкин А., Поэзия «Маскарада», в его кн.: Образы времени, М., 1959, с. 53—62; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967, с. 108—13, 148—52; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л. — М, 1963, с. 198—231, 430—47; Рудницкий К. Л., Режиссер Мейерхольд, [М., 1969], с. 179, 200—14, 217.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Смотреть что такое "Мейерхольд Всеволод Эмильевич" в других словарях:

  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Всеволод Эмильевич Мейерхольд. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874 1940), режиссер, актер, педагог. Один из реформаторов театра. В 1898 1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской (Санкт… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич — (10 февраля 1874, Пенза 2 февраля 1940, Москва), российский режиссер и актер, народный артист России (1923). В 1896 году Всеволод Мейерхолд оставил юридический факультет Московского университета и поступил на второй курс Музыкально драматическое… …   Энциклопедия кино

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — [28.1(9.2).1874, Пенза, ‒ 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета …   Большая советская энциклопедия

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — (1874—1940), режиссёр, актёр, народный артист РСФСР (1923). Член КПСС с 1918. В 1898—1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906—07 по приглашению В. Ф. Комиссаржевской главный режиссёр Театра Комиссаржевской в Петербурге …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич — (1874 1940) российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923). Один из реформаторов театра. В 1898 1902 работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Род. 28 января (9 февраля) 1874 г., в Пензе, ум. (расстрелян) 2 февраля 1940 г., в Москве. Режиссер новатор, актер, театральный деятель. Создатель знаменитой биомеханики. Псевдоним Доктор Дапертутто. Ученик Вл. И. Немировича Данченко. На сцене с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич —       (1874 1940), режиссёр, актёр, народный артист РСФСР (1923). Член КПСС с 1918. В 1898 1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906 07 по приглашению В. Ф. Комиссаржевской главный режиссёр Театра Комиссаржевской в Петербурге, где… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Всеволод Мейерхольд Имя при рождении: Карл Казимир Теод …   Википедия

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — (1874 1940), режиссёр, актёр, педагог, народный артист Республики (1923). Один из реформаторов театра. В 1898 1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской (Санкт Петербург), развивал символистскую… …   Энциклопедический словарь

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции Бани . 1930. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874, Пенза — 1940, Москва), режиссёр, актёр, народный артист Республики (1923). Учился на юридическом факультете , в Музыкально драматическом… …   Москва (энциклопедия)

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.