- Столыпин Алексей Аркадьевич
-
СТОЛ́́ЫПИН Алексей Аркадьевич (в дружеском кругу получил прозвище Монѓ́о) (1816—1858), родственник (двоюродный дядя) и друг Л., сын Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны Столыпиных, внук Н.С. Мордвинова. Происхождение прозвища «Монго» П. А. Висковатый (ссылаясь на Дмитрия Аркадьевича Столыпина) объясняет так: увидев лежавшее у С. на столе франц. соч. «Путешествие Монгопарка», Л. воспользовался первыми двумя слогами этого имени. М. Н. Лонгинов утверждал, что прозвище «Монго» С. получил от клички своей собаки. Л. изобразил С. в поэме «Монго». В 1835 С. был выпущен из Школы юнкеров в л.-гв. Гусарский полк. Будучи однополчанином С., поэт вместе с ним и Алексеем Григорьевичем Столыпиным в 1835—36 и 1838—39 жил в Царском Селе. С. — чл. «Кружка шестнадцати». В 1837 ездил «охотником» на Кавказ, в ноябре 1839 вышел в отставку. После суда над С. за участие в дуэли Л. с Э. Барантом в качестве секунданта Николай I предложил ему возвратиться на воен. службу. В 1840 С. — капитан Нижегородского драгунского полка. Л. вместе с ним участвовал в экспедиции А. В. Галафеева в Малую Чечню. 20 мая 1841 Л. и С. приехали в Пятигорск, где жили вместе. С. был негласным секундантом на дуэли поэта с Н. С. Мартыновым. По заказу С. художник Р. К. Шведе написал портрет Л. на смертном одре.
А. А. Столыпин (Монго). Акварель А. И. Клюндера. 1840.Мнения современников о С. противоречивы. М. Н. Лонгинов считал его воплощением чести, благородства и мужественной красоты. А. И. Васильчиков относил С. к числу лиц, к которым Л. имел «особое уважение». Резко отрицат. характеристика С. содержится в мемуарах М. Б. Лобанова-Ростовского. Нек-рые исследователи считают, что С. — человек пустой — мог быть товарищем Л. только по гусарским похождениям и в последней дуэли поэта играл роль не совсем благовидную (Т. Иванова). С. Недумов на основе архивных документов о пребывании С. на Кавказе, писем его к родным и Афанасия Столыпина к нему (1840) высказывает предположение об охлаждении С. к Л. в последние два года жизни поэта и упрекает его в безразличии к памяти друга. Живя в 40—50-е гг. преим. за границей, С. осенью 1843 напечатал в парижской прогрес. газ. «Democratie pacifique» (29 сент. — 4 ноября) свой франц. перевод «Героя нашего времени» («Un héros du siècle, ou les russes le Caucase»). Позднее участвовал в обороне Севастополя, встречался там с Л. Н. Толстым. Умер во Флоренции. Предполагается, что Л. изобразил С. на одном из своих карандашных набросков (мужская голова). Две мужские фигуры, нарисованные Л. (1832—34), изображают, возможно также С. (опубл. ЛН т. 45—46, с. 163, 195). Портрет С. (акв.) работы В. И. Гау (1845) хранится в ГТГ (там же, с. 703). Портреты С. (акв.) А. И. Клюндера (1839, 1840) — в Воронежском обл. музее изобразит. иск-в, в музее ИРЛИ и в Павловском дворце-музее Бюст С. (мрамор) работы Ф. Степанова — в ГЛМ (ЛН, т. 45—46, с. 685; ошибочно указано, что скульптор неизв.).Лит.: Потто (1), с. 64; Висковатый, с. 384—96, 420—30 и др.; Ашукина-Зенгер (2), с. 749—54, 758—760; Герштейн (8), с. 288—90; Герштейн (9), с. 6—7, 12—13, 17, 42, 84—85, 88—90 и др.; Малярова И., Поиски продолжаются, «Нева», 1962, № 5, с. 220—21; Иванова Т. (8), с. 66—81; Лоденко Л., Мир тесен!, «Волга», 1967, № 7, с. 191; Лонгинов, в кн.: Воспоминания; Васильчиков, там же (см. также указат. имен); Недумов (2), с 148—62, 166, 229—34, 237—38, 263 и др.; Окунев, с. 167, 169, 171, 172, 174, 180, 183; Андроников (15), с. 153—70.
И. П. Стамболи Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981