- Санд, Занд Жорж
-
САНД, Занд (Sand) Жорж [псевд.; наст. имя и фам. — Аврора Дюпен (Dupin), по мужу — Дюдеван (Dudevant)] (1804—76), франц. писательница-романтик. Испытала воздействие Ж.Ж. Руссо, была идейно близка франц. социалистам-утопистам. В России известна с нач. 30-х гг. Романы С. тех лет, проникнутые идеями женского равноправия («Индиана», 1832; «Валентина», 1832; «Лелия», 1833; «Жак», 1834, и др.), получили высокую оценку В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Л. одним из первых в России заметил С. Упоминание ее имени в «Маскараде», в монологе баронессы Штраль о положении женщины в светском об-ве (V, 317), где она «создание без воли», «игрушка для страстей» и предназначена «в продажу выгодам», связано с одной из гл. тем творчества Л. Высказывалось предположение о зависимости «Маскарада» от романа С. «Жак» (Д. И. Абрамович).
Романы С. могли явиться для Л. проводником идей утопич. социализма, в частности феминистских идей П. Леру (1797—1871). Своеобразно переосмыслены Л. антитезы, столь характерные для С. и утопистов: ханжеская мораль и незаконная любовь (баронесса Штраль в «Маскараде» — Тирза в «Сашке»), «святыня брака» и независимое чувство (Вера Лиговская, скрытый контраст пушкинской Татьяне), семейный деспотизм и бесправие женщины (Арбенин — Нина). Отмечалась сюжетная близость «Тамани» и рассказа С. «Орко» (1838). Д. Максимов обнаружил в «Мцыри» реминисценцию «Лелии».
Лит.: Дюшен (2), с. 142; Соч. под ред. Абрамовича, т. 3, с. 372—73; Яковлев, с. 229—31; Елизарова М., Ж. Занд в рус. критике и лит-ре, «Уч. зап. МГПИ им. Ленина», 1941 т. 31, в. 5, с. 47—63; Зуров Л. Ф., «Тамань» Л. и «L\'Orko» Ж. Занд, «The New Review», 1961, v. 66, p. 176—281; Максимов (2), с. 230—31; Найдич (5), с. 136—41; Мануйлов (11), с. 48; Duchesne (1), p. 313.
Л. И. Вольперт Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981