- Портреты Лермонтова
-
ПОРТР́́ЕТЫ Лермонтова. До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Л. Это немало, если принять во внимание трагич. судьбу поэта — две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Ни один портрет Л., взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутр. мира гениального поэта. Но в совокупности созданные проф. художниками высокой квалификации (Ф. О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов — авторы осн. прижизненной иконографии Л. — все впоследствии стали академиками живописи) эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Л.
Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени — с конца 1834 по нач. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр. 1841), т.е. за 6 с небольшим лет. Поэтому было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой, и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта; здесь возмужание духа, иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз).
Существенным дополнением, ориентирующим в области иконографии Л., являются воспоминания современников. Свидетельства эти, правда, противоречивы и отражают, с одной стороны, действительно изменчивую наружность поэта, а с другой — окрашены неоднородным отношением мемуаристов к тому, о ком они судят. Суммируя эти высказывания, И. Андроников пишет: «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Глаза маленькие и быстрые? Нет! Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет он, — и щели, полные злости и ума». На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. И — сардоническая улыбка...По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой».
Последние строки взяты из воспоминаний художника М. Е. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова: «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, — пишет Меликов, — он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица...»».
Тем не менее свидетельства эти дают в целом конкретное представление о внешности поэта. И опираясь на них и на прижизненные изображения, художники разных направлений, разной степени таланта и после смерти Л. продолжают создавать портреты и композиции с изображением поэта. Часть из них восходит к прижизненным портретам, другая — имеет самостоят. авторскую трактовку.
Самый ранний портрет Л. — 3—4-летнего ребенка — выполнен неизв. художником, возможно, крепостным (холст, масло; ГЛМ). Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Здесь отражена и его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить осн. черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, хорошо очерченные губы, слегка вздернутый нос. После смерти Е. А. Арсеньевой портрет попал в имение ее брата А. А. Столыпина в Саратовской губ, из его семьи позже — в Мурановский музей, оттуда — в ГЛМ.
Второй портрет — 1820—22 также выполнен неизв. художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло; ИРЛИ). На портрете 6—8-летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьем. В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927. Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. Зильберштейн, с. 41—42; Е. Ковалевская) вызывает сомнение. Однако сходство с первым, достоверным портретом и с описанием наружности Лермонтова-ребенка, сделанным А. П. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным.
Живописного или графич. изображения Л. в период его учения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже к последующему, петерб. периоду жизни. Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Л. по Школе юнкеров, Арсеньева заказала портрет внука в 1834, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло; ИРЛИ). Меринский тогда же видел этот портрет.
Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л.-гв. Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить. До 1865 о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубл. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд. изд. «Песни про...купца Калашникова», вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета. Однако в 1905 на выставке в Таврич. дворце появился оригинал, а в газ. «Новое время» (23 марта, № 10434) в обозрении был помещен портрет со след. текстом: «Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой». Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся. В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов; по надписи на обороте («Писал Будкин 1834-го С. Петербург») он установил фамилию художника — Ф. А. Будкин — и дату. Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. портретов и историей воен. форм, и Н. Шабанянц, автор работ о худ. П. З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Л., и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. Дополнит. подтверждением авторства Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличие Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова работы Будкина». Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым [см. об этом подробнее: Пахомов (1), с. 522—23; Пахомов (2), с. 34—39; работы Шабанянца и Шинкаренко].
Следующий портрет относится к янв. — февр. 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло; ГТГ). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А. А. Столыпина в 1925 был передан в ГТГ. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич. манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло; ИРЛИ); копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв. художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией [ИРЛИ; см. Описание ИРЛИ, с. 42, 316—23; Пахомов (2), с. 42].
В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк. пейзажа (бумага, акв.; в ГЛМ поступил из ФРГ). На поэте мундир Нижегородского драгун. полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной. Ок. 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф. М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн. «Огонек», 1961, № 31, с. 9. В 1962 Андроников вместе с др. материалами привез из ФРГ оригинал портрета. До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв.; ИРЛИ; см. в кн.: «Демон», изд. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Акв. автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств. представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значит. явлений лермонт. иконографии. Несомненное сходство с автопортретом и в рис. Л. 1840—41 «Diplomatie civile et militaire» («Дипломатия штатская и военная»; бумага, карандаш; ГПБ). Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. Рисунок связан со стихотворением «Журналист, читатель и писатель».
После возвращения из ссылки (с апр. 1838 по апр. 1840), в пору расцвета поэтич. деятельности Л. 4 его портрета создает А.И. Клюндер. Самый ранний — 1838 (бумага, акв.; ИРЛИ). Л. в черном расстегнутом сюртуке л.-гв. Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Портрет подписной, датированный: «38/XI». Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Л. — из собрания б. командира этого полка М. Г. Хомутова (?). Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. музей и оттуда — в ИРЛИ. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Др. его портрет Л. — авторское повторение 1839 (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.; с 1917 — ИРЛИ). Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. В. А. Меншикова
(гравюра на стали; ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, — скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера. В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939. Эта акв. осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина).
М. Ю. Лермонтов в фуражке. Рисунок Д. П. Палена. Карандаш. 1840.В тот же петерб. период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них — Заболотского (картон, масло; ИРЛИ). Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» (слав. литерами). Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в нач. 1840. Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв. художника, — копия с предыдущего (картон, масло; ИРЛИ). Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. С 1889, т.е. со времени первой публикации этого портрета (Собр. соч. под ред. Висковатого, т. 1), с ошибочным текстом: «М. Ю. Лермонтов студентом московского университета 1830—32», он стал считаться «студенческим», а портрет Заболотского — его копией. Этой т.з. придерживался и Пахомов. Мысль о необходимости передатировки и переадресовки портрета принадлежит Андроникову [(5), с. 297], исследование вопроса — Зильберштейну (в изд.: М. Ю. Л. в портретах, с. 30—32), сравнит. анализ портретов — Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315—16). Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Л. бароном Д.П. Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л. В. Россильона. Это — оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш; ИРЛИ). У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это — единственный профильный портрет Л. и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. В этот период (с июня 1840 по янв. 1841) неизв. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок — «На привале в Темир-Хан-Шуре» (помещен в альбоме П. А. Урусова). Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш; ГЛМ). Последний прижизненный портрет Л. —1841 (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. ссылки. А. А. Краевский заказал его К.А. Горбунову (бумага, акв.; ИРЛИ). Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка. В 1875 П. А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт. музей портрет поступил от художника в 1882). В Музее изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв. копии, на к-рых повреждения не переданы. В 1842 по акв. портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, к-рая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с янв. номером журнала. Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. «Стихотворений» Л. (1842—44). Т. о., работа Горбунова оказалась первым изображением Л., с к-рым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по к-рому делалось множество гравюр и литографий. На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре» (бумага, масло; ИРЛИ). «Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок», — писал в 80-х гг. Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32). Поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А. А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 Д. А. Столыпиным был передан в Лермонт. музей. Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди. Сохранился и первонач. набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш; ИРЛИ). Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры. В ИРЛИ хранятся также прижизненные композиции с изображением Л., выполненные Н.И. Поливановым: «Лермонтов с юнкерами в палатке» (фото с утрач. акварели), «Лермонтов с юнкерами на учении» (карандаш). В иконографии Л. имеется группа т. н. сомнительных портретов — не убедительных по сходству или недостаточно документированных. Последнее относится к работе А. Челышева [холст, масло; ГЛМ, см. в кн.: Пахомов (2), с. 182 — после реставрации]. Л. здесь юнкер л.-гв. Гусарского полка, в красном ментике; воротник и обшлага оторочены мехом; прическа не характерна для Л., он без усов; в правой руке — перчатка. Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934. На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом — Л. И. Поливановым: "Поэт Лермонтов. Подарен мне фон-Баумгартеном. Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых". На живописи, внизу: "Писал А. Челышев". Без даты. Реставрация (до 1938) исказила облик поэта. Пахомов считал портрет сомнительным потому, что Л. у Челышева мало похож на себя, а также и потому, что вопреки приказу, запрещавшему военным брить усы, здесь их нет. При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763). Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл. Андрониковым в 1948 [(5), III, 161]. Он хранился «у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году» (там же, с. 598). На обороте снимка надпись: «Поэт Лермонтов. Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии» (ср. с надписью на экз. снимка ГЛМ, выполненного незадолго до реставрации живописи: «Имение «Сурки» Баумгартена Княгининского уезда Нижегородской губернии»). На «гагаринском» снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы. Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным. Тем не менее история портрета не вполне ясна: безоговорочно лермонтовским считают его не все лермонтоведы. В кн. Пахомова (2), в разделе сомнительных, помещена фотография с т. н. вульфертовского (по фамилии прежнего владельца Вульферта) портрета работы неизв. художника. В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло; см. журн. "Искусство", 1968, № 12). На портрете изображен офицер в сюртуке с серебряным прибором, малиновым кантом, в шинели на правом плече. Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков ("Совр.", 1914, № 10, с. 156—62). С безоговорочной надписью "М. Ю. Лермонтов (1838)" Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн. "Лермонтов", М., 1951 (там же его статья "Портрет"); первая публикация — журн. "Огонек", 1947, №№ 33—35. Атрибуция портрета вызвала возражения (Г. Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн.: "Сибирские юридич. записки", Омск — Иркутск, 1971, с. 177—78), а исследования криминалистов Н. Полевого и Э. Эльбурга показали, что неизв. художник "имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо". И. Шинкаренко, анализируя аксессуары обмундирования, также пришел к выводу, что на портрете изображен не Л., а какой-то офицер инженерных войск (см. Андроников И., Я хочу рассказать вам..., М., 1965, с. 51—52). Т. о., существует 15 достоверных прижизненных изображений поэта. Суждения современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы. В совр. лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена. Среди посмертных портретов Л. немало заслуживающих внимания и представляющих художественную ценность. Самый ранний из посмертных — портрет С.К. Зарянко (?) (холст, масло; ИРЛИ). По поводу этого изображения существует неск. мнений: что портрет писан с натуры (П. Корнилов), что это копия с еще неиспорченного оригинала Горбунова 1841 (Зильберштейн), что это копия с литографии (Ковалевская; см. Описание ИРЛИ, с. 65, 66). К 1870-м гг. относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. Горбунова. В 1883 для экспозиции нового Лермонт. музея А.А. Бильдерлинг сделал два портрета: «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ) и «Лермонтов в бурке» (литография неизв. мастера; ИРЛИ). Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л.-гв. Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло; ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв. портрет 1841. Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных. В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. трактовкой образа. Оригинал, видимо, утрачен, портрет дошел до нас в виде фотогравюры Шерера и Набгольца, изд. А. Э. Бухгейма (ИРЛИ; музей Л. в Пятигорске). В 1891 для иллюстрир. Собр. соч. Л. (изд. Кушнерев) Л.О. Пастернак выполнил портрет Л. в виде заставки к «Думе» (восходит к портрету Клюндера; бумага, акв.; музей Л. в Пятигорске). Изображение поколенное; в расстегнутом сюртуке с эполетами Лермонтов сидит в кресле за письменным столом; левая рука на спинке стула; в глубине комнаты — полки с книгами, картина. К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. значит. и оригинальных работ. Изящный силуэтный рис. к «Думе» создал А.Г. Якимченко: Л. в воен. форме стоит на балконе между колоннами (см. Соч. Л., изд-во «Печатник», т. III, с. 3). Своеобразен, в стиле «модерн», портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель; музей Л. в Пятигорске). Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником. Взгляд поэта как бы обращен в себя, веки опущены; в правом верхнем углу — рыжеволосая девушка-муза; слева, вверху — лиловые горы и синее небо. Д.И. Митрохин — первый сов. иллюстратор Л., еще в 1913—14 к отд. изд. стих. «Спор» (внутр. сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью; музей Л. в Пятигорске). В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк. гор (ИРЛИ; воспроизв. на обложке кн.: В. Сиповский, «Лермонтов и Грибоедов», П., 1914). К оформлению первых сов. изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин. Портрет его работы (тушь, перо; ГРМ) — на титуле «Песни про...купца Калашникова» (М. — П., 1919). Сов. художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. портретов, они создали и картины с изображениями поэта — в пейзаже, интерьере, в окружении разных лиц, т.е. живее и полнее раскрыли напряженную, богатую событиями и острыми ситуациями жизнь Л., осветили не затронутые до этого темы. У истоков сов. иконографии поэта стоят видные мастера. В.А. Фаворский в 1931 создал портрет-композицию Л. (гравюра на дереве; музей ИРЛИ, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). Л. изображен поколенно, в расстегнутом сюртуке с эполетами; он полулежит на бурке, рядом фуражка. Портрет глубоко психологичен; душевное состояние Л. подчеркнуто образами природы: в глубине одинокое дерево, на горизонте гора и небо с облачком. Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н.В. Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений. В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо; ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки; задумчив (вариант — в ГЛМ с датой: «1933»). Есть и др. портрет работы Кузьмина (1940; тушь, перо; собственность художника).М. Ю. Лермонтов. Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1931.Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы — 1939 и 1941. В эту пору появилось мн. гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др.). Интересна литография А. С. Пруцких. Его Л. молод, романтичен, одухотворен; изображен на фоне неспокойного, «взвихренного» пейзажа. В.М. Конашевич создал фронтиспис к «Драмам» Л. (М. — Л., 1940). К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель; музей Л. в Пятигорске; не воспроизв.), И.М. Тоидзе (бумага, уголь; собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь, итал. карандаш, акв.; ГЛМ; не воспроизв.).М. Ю. Лермонтов. Автолитография А. С. Пруцких. 1941.В 1931—53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта — гл. обр. черно-белых силуэтов. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним — Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль. По этому рис. в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах); второй портрет профильный. Гравюра на дереве по этому рис. Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн. «Лирика» Л. (М., 1949; оба оригинала не сохранились). Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны. Предназначенные для издания в книге и задуманные в единстве с нею, они точно воспроизводят настроение стихов, имеющих биографич. основу (см. в кн.: «Герой нашего времени», М. — Л., 1938; альбом «М. Ю. Лермонтов», М. — Л., 1941; «Лирика», М., 1958; все оригиналы — тушь, заливка — в музее Л. в Пятигорске). В 1940 К.И. Рудаков создает портрет Л. в петерб. интерьере (3 варианта — в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. П. Е. Корнилова). Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди; в лице — мягкая грусть, задумчивость. Рис. отличается лиризмом, изяществом колорита и композиции. Т.А. Маврина подготовила погрудный портрет (ок. 1941) ссыльного поэта; он в форме Нижегородского драгун. полка, дан на фоне поэтич. кавк. пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо; музей Л. в Пятигорске; вариант — в ГЛМ). Серии илл. Д.А. Шмаринова к «Герою...» предшествовал его лирич. портрет Л. (1941; бумага, уголь; ГТГ). В военной форме, в бурке поэт сидит на скале и задумчиво смотрит вдаль; за ним — снежные горы. Картина Н.П. Ульянова — наиболее значит. произведение этих лет (холст, масло; альбом «М. Ю. Лермонтов», М., 1941; вариант — музей Л. в Пятигорске). Л. изображен на фоне кавк. интерьера. Он сидит на пестрой тахте, облокотившись о мутаку, левая рука с тетрадью покоится на коленях. Поэт в белой рубашке, черном галстуке; синий офицерский сюртук распахнут. Слева на стене — кавк. оружие. Выполненный в реалистич. традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности. Др. рис. Ульянова (бумага, уголь, мел; ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят. портрет поэта. П.П. Кончаловский в 1941—46 работал над большим полотном, посв. Л. (холст, масло; собственность семьи художника). Поэт показан в живой историко-бытовой обстановке — в помещении почтовой станции, в ожидании лошадей; одетый в форму Нижегородского драгунского полка, он прилег на диван, чуть прикрывшись буркой и опираясь на рукоять шашки; за открытой дверью — хозяйский двор, вдали — вершины Казбека. Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно. В 1948 отд. изданием выходит автолитографированный портрет Л. работы Г. С. Верейского (восходит к портрету Л., выполненному Заболотским, 1837; ИРЛИ). В.Г. Бехтеев, один из первых советских иллюстраторов Л., в 1951 создает его портрет (бумага, акварель; находится в музее Л. в Тарханах; не воспроизводился). Это — поясное изображение поэта периода второй ссылки. И хотя здесь Л. не похож ни на один из прижизненных портретов, художнику удалось передать напряженность внутренней жизни поэта и ощущение тревожной атмосферы времени. В канун лермонт. юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них — работы Ф.Д. Константинова. На портрете 1961—62 (гравюра на дереве; см. в кн.: «Герой...», М., 1963, фронтиспис) поэт изображен в форме Тенгинского полка, в шейном платке, через плечо — портупея с шашкой, на плечах — бурка. Аналогии с прижизненными портретами нет. Однако здесь воплощен духовный облик поэта, каким он сложился у художника в течение многолетнего труда над лермонт. темой. Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски — в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан). Он значительно богаче и тоньше по технич. приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ. детали, все остальное зачернено; романтич. пейзаж — река в ущелье, скалистая гряда гор, уходящих вдаль, — составляет единое целое с портретом, усиливает его трагич. окрашенность. Лист отличается богатством оттенков черного и белого цвета, ясными, простыми, красивыми линиями. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл. к «Мцыри», к-рая открывается изображением поэта (линогравюра; находится в музее Л. в Пятигорске). Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции. Художник стремился запечатлеть состояние Л. в преддуэльную пору; настроение подчеркнуто тональными контрастами и неспокойными линиями фона. К тому же году относятся 3 миниатюрных, гравированных на дереве портрета Л. художника Н. И. Калиты (см. в кн.: «Лирика Л.», М., 1970; суперобложка, фронтисписы). Все три портрета восходят к рис. Палена (1840). Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске).М. Ю. Лермонтов в бурке. Гравюра на дереве Ф. Д. Константинова. 1964.Из др. портретов Л. выделяются 3 работы П. С. Корецкого (музей Л. в Пятигорске); портрет работы Г. Н. Веселова (восходит к клюндеровскому, там же); портрет-композиция А. И. Мищенко (заставка в кн.:«По лермонт. местам», 1964); гравюра на дереве М. И. Пикова (ИРЛИ; фронтиспис к Собр. соч. Л., М., 1964); выразительный портрет работы И. А. Глазунова (форзац к «Мцыри», М., 1965); портрет работы А. З. Давыдова (2 варианта — музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). Самостоят. группу посмертных изображений поэта составляют т. н. композиции, отражающие образ Л. в разные периоды его жизни, в окружении знакомых, друзей. В 19 — нач. 20 вв. таких работ было мало. Среди них илл. М.А. Врубеля 1891 к стих. Л. «Журналист, читатель и писатель» занимает особое место (бумага, черная акв.; ГТГ; Кушнерев, т. 1, с. 32); действующим лицам художник придал портретное сходство с В. Г. Белинским, И. И. Панаевым и Л. Собеседники сидят за столом. Л. — слева, на диване, в гусарском доломане. Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр. динамики образ. См. в настоящем изд. илл. к этому стихотворению. Изображение Л. на фреске «Страшный суд» в церкви с. Подмоклово Тульской обл. интересно с т.з. оценки деятельности поэта определенными кругами рус. общества: неизв. художник поместил Л. в нижнем правом углу фрески, горящим вместе с др. грешниками в «геенне огненной». Портрет погрудный (восходит к Клюндеру). Композиция фрески, сюжет, история и дата ее создания до конца не изучены. В 1935 она была переведена на холст художником-реставратором Д. Ф. Богословским (копия и фото — в Музее науч. атеизма в Москве, в музее Л. в Пятигорске и ИРЛИ). В 1914—15 появилось неск. композиций — недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. Среди них «Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе» М. Зайцева (Соч. Л., изд-во «Печатник», т. 1, с. 20—21). К «композициям» в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл. к книгам сов. писателей, ему посвященных. В 30-е гг. выходит неск. таких книг. В иконографии замечается новая черта — сильный элемент жанровости. В 1932 вышла «13-я повесть о Лермонтове» П. Павленко с илл. Р. Барто, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: «Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль» и «Лермонтов на берегу моря». В трех из десяти илл. Кузьмина к повести К. Большакова «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка» (1932) изображен Л.: «Поэт за карточным столом в доме Нигорина», «Лермонтов под арестом» и «Дуэль Лермонтова с Мартыновым». Все рис. — перовые с тоном (ГЛМ) — отличаются живым, стремит. штрихом, меткой характеристикой образов. В большой серии илл. Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского «Мишель Лермонтов» (1933) — почти половина с изображением Л. в разных ситуациях; на переплете — «Лермонтов с дамой верхом» и фронтиспис «Лермонтов в обществе гостей Верзилиных» (поодаль — Мартынов в черкеске). Маврина выполнила еще 2 работы для альбома «М. Ю. Лермонтов» (1941) — «Смерть Лермонтова» и илл. к стих. «Как часто...» (все — в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске; офорт — в ИРЛИ). К участию в этом альбоме были привлечены и др. художники, осветившие отд. эпизоды из жизни Л.: В. И. Ладягин — «Проводы Лермонтова у Карамзиных» (уголь); В. А. Милашевский — «Лермонтов в аудитории Моск. ун-та» (акв.); Б. А. Дехтерев — «Лермонтов и Одоевский на Кавказе» (акв.); А. И. Кравченко — «Лермонтов-юноша в парке Середникова» (сепия); Бехтеев — «Лермонтов у Краевского в редакции» (акв.); Н. Е. Давыдов — «Лермонтов читает Раевскому 16 заключит. строк «Смерти поэта»» (холст, масло); Б. Г. Биргер — «Свидание Лермонтова с Белинским в заключении» (холст, масло). Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, — в ИРЛИ. После возвращения с Кавказа С. В. Герасимов в 1935—36 написал эскиз «Лермонтов на Кавказе» (бумага, черная акв.; музей Л. в Пятигорске). К 1941 относятся 3 работы Л.Е. Фейнберга: «Лермонтов узнает о смерти Пушкина», «Лермонтов рисует в горах», «Лермонтов под выстрелом Мартынова» (все — уголь; ГЛМ; не воспроизводились). В 40—50-х гг. к лермонт. тематике обратился Б. Н. Бессонов. Он написал 3 картины: «Лермонтов на привале в Чечне» (1941; холст, масло), «Лермонтов на дуэли» (1947; холст, масло), «Лермонтов и Белинский» (холст, масло; все — в музее Л. в Пятигорске). В те же годы создано неск. работ на темы жизни Л. в Тарханах: «Лермонтов в девичьей» А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло); «Миша с дворовыми ребятишками катается с горки» и «Лермонтов в Тарханах» Б. Лебедева (1950; уголь); «Подарок крестьян» А. Плескова (1954; акв.; все — в музее Л. в Тарханах). Дуэль и смерть Л. нашли отражение в картинах Зинова (ок. 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958). К 1964 появилось еще неск. работ: «Лермонтов среди солдат у костра» Кроля и Сидорова; «В горах Кавказа» С. Ф. Веселовского (акв.), «Лермонтов и Белинский» Б. Николаева (все — в музее Л. в Тарханах). Интересна картина Г. С. Метелева «Лермонтов — изгнанник» (холст, масло; Свердловская картинная галерея). Прижизненных скульптурных портретов Л. нет; не была снята и посмертная маска. Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг. и маленький фарфоровый бюст работы неизв. художника 50—60-х гг.). В 1884 М.И. Цейдлер по портрету Шведе («Лермонтов на смертном одре») вылепил барельеф — погрудное изображение, ограниченное профилированным рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту; из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске). Существовал и второй вариант (хранился в ИРЛИ и вместе с бронзовым отливом был утерян во время Великой Отечеств. войны; фото с барельефа в ИРЛИ); в 1887 гравюру на дереве с этого барельефа вырезал М. И. Матюшин. К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры. К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв. Горбунова 1841 (неизв. автор; бисквит; музей Л. в Пятигорске). Известно неск. вариантов бюста работы скульптора Р. Р. Баха, отлитых в бронзе в 1886 (в музее Л. в Пятигорске, Театр. музее им. Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах). Все варианты — погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв. Горбунова. Из скульптурных изображений нач. 20 в. выделяется самостоятельностью решения образа бюст Л. работы А.С. Голубкиной [1900; бронза; установлен в имении Середниково, ныне санаторий «Мцыри», ст. Фирсановка Октябрьской ж. д.; в кн.: Пахомов (2), с. 209]; гипсовые отливы — в Домике Л. в Пятигорске, в музее Л. в Тарханах и в ГРМ. В 1901 при установке временного деревянного памятника на месте дуэли Л. был использован бюст работы Л. К. Шодкого (1900; гипс, крашенный под бронзу; музей Л. в Пятигорске и Краеведч. музей в Ставрополе; не воспроизв.). Изображение погрудное (восходит к Клюндеру). Значит. место в скульптурной иконографии Л. занимает работа В. В. Козлова, подготовленная к конкурсу 1910, на к-ром она заняла первое место (бронзовые отливки — в ГРМ и музее Л. в Пятигорске). Скульптурный портрет создан в романтич. манере. В 1937 С. С. Белозеров выполнил бюст Л. [гипс; из ГЛМ поступил в музей Л. в Тарханах; см. Пахомов (2), с. 215], восходящий к автопортрету (?). В 1938 появились еще 3 погрудных изображения Л. — А. Н. Златовратского (глина; собственность художника); А. А. Сакса (гипс, крашенный под бронзу; в музее Л. в Пятигорске, ИРЛИ) и М. Д. Рындзюнской [гипс; см.: Пахомов (2), с. 216; мрамор — музей Л. в Тарханах; бронза — памятник в гор. сквере Тамбова, открыт 15 июля 1941]. В 50—60-е гг. галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами. В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске); Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс; музей Л. в Пятигорске). В 1956—1957 появилось неск. скульптурных портретов Л. — В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу; ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу; музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу; ИРЛИ). Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза; музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И.Д. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л.; в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965. К 1960 относятся работы видных мастеров: С.Т. Конёнкова — в мраморе и в бронзе (музей Л. в Тарханах, музей Конёнкова в Москве) и Н. В. Крандиевской (погрудный портрет; музей Л. в Пятигорске). Лирич. портрет работы Крандиевской интересен по композиции: голова поэта чуть наклонена и будто возникает из мрамора; подбородком он опирается на кисть руки. В юбилейном 1964 появились портреты Л., исполненные Л. Н. Барабашем (дерево; музей Л. в Тарханах) и Ф. А. Коцюбинским (камень-известняк; музей Л. в Пятигорске): фигура высечена на фоне скалы, барельефно, в пол-объема. К 1967 относится скульптурный портрет Л. работы П. Я. Фоминых (музей Л. в Пятигорске). В 1978 на персональной выставке в Москве был экспонирован скульптурный портрет Л. работы А. Григорьева. Иконография Л. до 1940 почти не была разработана. Первый капитальный труд — кн. Н. П. Пахомова «Лермонтов в изобразительном искусстве» (М. — Л., 1940), в к-рой собран, систематизирован и описан весь известный к тому времени лермонтовский иконографический фонд. Книга послужила основой для новых работ в этой области. См. также ст. Памятники Лермонтову.Лит.: Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн.: Соч. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873; его же, Портреты Л., «РС», 1875, т. 14, кн. 9; Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л., изданные в 1842—1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн. 3; Шугаев П., Из колыбели замечат. людей, «Живопис. обозрение», 1898, № 25; Бабенчиков М., Л. в живописи, «Совр.», 1914, № 10; Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19—21; его же, Новые портреты Л., «Огонек», 1939, № 25—26; Пахомов (2); Иванов В. И., «Лермонтов» П. П. Кончаловского, «Лит-ра и иск-во», 1943, 17 апр.; Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45—46; Андроников (6), с. 297—98; Андроников (13), с. 186—91, 194—95, 229—30, 557—99; Описание ИРЛИ, М. — Л., 1953; Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн.: Рус. иск-во. Очерки о жизни и творчестве художников, М., 1958, с. 115, 127—28; Корнилов П., Л. и изобразит. иск-во, «Нева», 1964, № 10; Шабанянц Н. Ш., Жизнь и творчество художника П. З. Захарова, Грозный, 1963; его же, М. Ю. Л. и художник П. З. Захаров, в кн.: VI Ставроп. конф.; Полевой Н., Новое исследование загадочного портрета, «Иск-во», 1968, № 12; Шинкаренко И., К атрибуции т. н. «вульфертовского» портрета М. Ю. Л., там же; его же, Об авторе и дате одного из портретов М. Ю. Л., «Иск-во», 1970, № 6; Окунев.Каталоги и альбомы: Лермонт. музей Николаевского Кавалерийского Уч-ща, [сост. А. Бильдерлинг], СПБ, 1883; Морозов А. В., Каталог моего собрания рус. гравированных и литографированных портретов, т. 2, М., 1913; Выставка Лермонт. фондов моск. музеев, [сост. Н. П. Пахомов и М. Д. Беляев], М., 1940; М. Ю. Л. К 125-летию со дня рождения (1814—1939). Каталог выставки в Ленинграде, [сост. В. Л. Бубнова, М. М. Калаушин и П. Е. Корнилов], М. — Л., 1941; Зильберштейн; Всесоюзная выставка, посвященная 100-летию со дня смерти М. Ю. Л. Каталог, [сост. Н. П. Пахомов], М., 1951; М. Ю. Л. в портретах. Альбом, Л., 1959; М. Ю. Л. Альбом, [сост. Е. А. Ковалевская], [Л., 1964].
И. Г. Тер-Габриэлянц Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981