Асхаб


Асхаб
принявшие Ислам сподвижники пророка Мухаммада, видевшие его, слышавшие его речи. Сподвижниками пророка являлись все люди, которые имели возможность встретиться с ним, приняли Ислам и до конца жизни оставались мусульманами. Те люди, которые встречались с Мухаммадом, приняли Ислам, а затем отреклись от веры или перешли в другую веру, сподвижниками не являются. Но если они покаялись и, снова приняв Ислам, встречались с пророком, то они считаются сподвижниками. Члены семьи пророка и даже встречавшиеся с ним дети также являются сподвижниками. Сахабами не являются те люди, которые встречались с ним только до начала его пророческой миссии и не встречались после этого. Не являются сподвижниками также те мусульмане, которые встречались с пророком, но приняли Ислам лишь после его смерти. Первой сподвижницей Мухаммада стала его жена Хадиджа, а последним считается Абу ат-Туфайль Амир ибн Васила аль-Лейси аль-Кинани, который умер в 100/729 году. Считается, что к моменту смерти Мухаммада количество его сподвижников достигло 114000. Для того чтобы правильно понять все аспекты исламской религии, необходимо хорошо знать биографию пророка Мухаммада и его сподвижников, так как вся их жизнь является примером для всех поколений мусульман. По этой причине мусульманские историки в своих книгах подробно описывали все аспекты жизни многих из них. В их трудах, составленных в алфавитном порядке, были даны биографии приблизительно 10000 сподвижников пророка. Среди сподвижников были близкие друзья и соратники пророка Мухаммада. Их называют Асхаб аль-Кирам. Они внесли огромный вклад в прогресс исламского движения, всеми своими силами помогали Мухаммаду, отдавали для нужд мусульман все свои средства и, если это было необходимо, жертвовали своими жизнями во имя высоких идеалов Ислама. Они любили пророка больше, чем своих родных и самих себя. По причине того, что о роли сахабов в Исламе упоминается в аятах Корана и хадисах, правоверный Ислам с большим почтением и любовью относится к ним. Суннитские улемы считают, что все сподвижники пророка были справедливыми и набожными людьми. В мусульманской литературе после упоминания имени каждого из них, традиционно пишутся слова «Радиаллаху анх» (Пусть будет доволен им Аллах). Мусульманские мухаддисы (например, Муслим) даже отводили в своих сборниках хадисов отдельные главы о достоинствах сподвижников (Фадаиль ас-Сахаба). Одним из таких хадисов являются следующие слова Мухаммада о своих сподвижниках: «Наилучшим поколением является мое поколение» (Муслим, Фадаиль ас-Сахаба, 210-215). Что же касается Корана, то там имеются следующие аяты о сподвижниках:
- «Те из переселившихся [из Мекки в Медину] и из ансаров, которые опередили [других по времени принятия ислама и благочестию], и те, которые последовали за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими. А сами они довольны Аллахом, и Он уготовил им райские сады с текучими ручьями. Вечно они пребудут [в тех садах]. Это и есть великое преуспеяние!» (9: 100);
- «Аллах был доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Ему было ведомо, что у них в сердцах, и Он ниспослал им [душевный] покой и вознаградил их близкой победой» (48: 18);
- «И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей, вам же примером был бы Посланник» (2: 143).
Сподвижники пророка также являлись хранителями и передатчиками наследия пророка Мухаммада. Благодаря ним до наших дней дошла ранняя мусульманская история, различные эпизоды из жизни и изречения пророка. После начала мусульманских завоеваний, сподвижники стали уезжать из Аравии и селиться в различных регионах Халифата. Там они обучали местное население основам Ислама, учили их чтению и толкованию Корана, рассказывали известные им хадисы из жизни пророка. Наиболее образованные из них основывали в различных культурных центрах Халифата правовые и богословские школы. Этим самым сподвижники способствовали превращению Ислама в мировую религию. Вместе с этим, необходимо отметить, что в суннитском Исламе не все сподвижники по статусу и заслугам являются одинаковыми. Одни из них были приближенными пророка и имели больше заслуг в исламском движении, а другие не принимали такого активного участия в нем. Одни приняли Ислам раньше и внесли несравненно больший вклад в исламское движение, чем те, которые приняли веру позднее. По уровню грамотности и учености между ними были большие различия. Кроме того, сподвижники пророка были представлены двумя большими общинными группами - мухаджирами и ансарами.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Асхаб" в других словарях:

  • Асхаб ар-Ра’й — «сторонники своего мнения». Выведение решения на основании своего мнения, в тех случаях, если по каким либо вопросам не имеется однозначного решения в Коране и Сунне, называется «ра’й». Ра’й должен соответствовать духу Ислама и выводиться методом …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб ар-Рай — («сторонники независимого суждения»)  общее название представителей одного из направлений исламского законоведения VII VIII веков. В противопоставление Асхаб ар Рай были Ахль аль Хадис («сторонники предания»). Асхаб ар Рай предпочитали… …   Википедия

  • Асхаб ас-Суффа — «обитатели навеса». Группа неимущих сподвижников пророка Мухаммада численностью около восьмидесяти человек или чуть более того, которые проживали на территории мечети пророка в Медине и обучались у него религиозному знанию. «Обитатели навеса»… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб аль-Кахф — обитатели пещеры. Это юноши, которые укрылись в пещере от своих врагов. Аллах усыпил их там и они проспали чуть больше трех сотен лет. С ними также была одна собака Об их истории повествуется в коранической суре 18: 5. Эти люди отвергли порочные… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб ас-Сунан — знатоки хадисов, составившие сборники хадисов под названием «Сунан», посвященные проблемам мусульманского права. Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа, как одни из самых авторитетных авторов «Сунанов», известны как Асхаб ас Сунан аль Арбаа. Кроме …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб аль-Йамин — обладатели правой стороны, люди, которых постигла удача. Это праведники, которые веровали в Аллаха и служили Ему, отличались благими деяниями. В день Страшного суда им будет подана книга с их деяниями с правой стороны. Этот термин упоминается в… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб аль-Карья — жители небольшого селения в Антакье (Антиохии), которые отвергли посланников Аллаха. К этому народу было послано два пророка, а затем еще один. Когда они говорили, что являются посланниками Аллаха, жители селения отвечали им: «Вы такие же люди,… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб аль-Кирам — авторитетные и наиболее активные приближенные пророка Мухаммада (См. Асхаб). (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб аль-Хадис — «сторонники предания». Мусульманские правоведы, которые выносили правовые решения только из нассов (ясных смыслов) Корана и Сунны и отвергали применение альтернативных правовых методов, основанных на мнении муджтахида. Центром этой школы была… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Асхаб аш-Шимал — обладатели левой стороны, потерпевшие неудачу грешники. Этот термин упоминается в коранической суре: «Те, что стоят на левой стороне, кто же они, стоящие на левой стороне? будут в огненном вихре и кипятке…» (56: 41 42). В день страшного суда им… …   Ислам. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.