1) Вуджуд - необходимость существования Аллаха;
2) Кыдам - предвечность;
3) Бака - вечность;
4) Вахданийа - единственность;
5) Мухалифат аль-Хавадис - неподражаемость;
6) Кыямун би-Нафсихи - постоянство.
К сифат ас-субутия (также, как и в положениях матрудийской философии) относятся:
1) Хайат - жизнь;
2) Ильм - знания;
3) Сам - слух;
4) Басар - зрение;
5) Ирада - воля;
6) Кудра - мощь;
7) Калам - слово.
Однако у ашаритов, в отличии от матуридитов, отсутствует положение о таквине - способности Бога к сотворению. Они его признают, но специально не выделяют в качестве доказательного атрибута Бога.
К сифат аль-асма же относятся следующие положения:
1) Хай (вечная жизнь);
2) Алим (всезнание);
3) Мурид (желание);
4) Кадир (неограниченная сила);
5) Сами (способность слышать абсолютно все);
6) Басир (всевидение);
7) Мутакаллим (способность говорить непостижимым для человека образом).
Ашари строго придерживался суннитских правоверных воззрений и строил свое учение на безоговорочном следовании Корану, Сунне, преданиям, которые исходили от сподвижников пророка (сахабов) и следующего за ними поколения (табиунов), сообщения от которых были переданы передатчиками и дошли до его времени. При этом, Ашари признавал все религиозные сообщения и не ставил разницы между тем, дошло ли то или иное сообщение (хабар) в передаче одного лица (ахад) или многих лиц (мутаватир).
В отличие от шиитов, Ашари не ставил также различий между сподвижниками пророка Мухаммада и признавал их всех. Идеальным мусульманским политическим правлением он считал времена первых четырех Праведных халифов (Рашидов). Признавал Ашари и караму - состояние озарения, которое Бог может давать некоторым праведным людям (См. Карама). Однако карама принципиально отличается от прямого откровения (вахй), которое давал Бог только своим посланникам. Указанные выше положения своего учения об атрибутах Аллаха, Ашари противопоставил учению как антропоморфистов, которые воспринимали атрибуты буквально, уподобляя их человеческим, так и мутазилитов, которые принимали в качестве атрибутов только Вуджуд, Кыдам, Бака и Вахдания. Что же касается других атрибутов, то мутазилиты их отвергали считая, что они относятся к Божественной личности и являются лишь Его именами также, как упоминаемые в Коране имена "Милостивый ", "Милосердный" и т.д. Относительно других атрибутов Бога, упоминаемых в Коране, таких как лик, руки и т.д., Ашари, в отличие от мутазилитов, признавал их существование, однако, в отличие от антропоморфистов, утверждал, что они не являются подобием людских. В своей книге "Ибана", где он выразил мировоззренческие основы своей доктрины, Ашари писал: «Кто-то может спросить: "Верите ли вы в существование лика Аллаха?" В ответ мы должны сказать, что мы действительно верим в существование лика Аллаха, потому что великий и могучий Господь сказал: "Вечен лишь лик Господа твоего, преславный и благородный"» (Коран, 55: 27). И далее он продолжал: «"Верите ли вы в существование двух рук Аллаха?" В ответ мы должны сказать, что мы действительно верим в это, но не придает рукам Аллаха форму. Великий и могучий Господь сказал: "Рука Аллаха - над их руками". (Коран, 48: 10). Однако возможно, что в дальнейшем он отказался от этих воззрений и стал воспринимать эти атрибуты как аллегории. В частности, в своей книге "Лема" он, как и мутазилиты, воспринимал понятие Божественных рук как Кудра (выражение Божественного всемогущества). По проблеме свободы воли человека и Божественного предопределения, Аль-Ашари занял среднюю позицию между сторонниками абсолютной свободной воли (кадаритами) и сторонниками абсолютной предопределенности (джабритами). Он признавал ответственность человека за свои поступки. Но, в то же время, отрицание Божественного промысла в этом вопросе ставило под вопрос такие атрибутивные качества Бога как Его всезнание и всемогущество. Поэтому Ашари считал, что все деяния человека сотворены Богом. А человек их лишь приобретает (касб) в соответствии со своими пожеланиями и стремлениями. Касб - это соединение деяния, которое замышляется и исполняется человеком с волей Бога. Ашариты считали, что человек не имеет воздействия на касб, который творит Бог, и в этом состоит главное их отличие от позиции матуридитов. Поэтому их критики считали, что по вопросу о предопределении и свободе воли, они приближались к позиции сторонников абсолютной Божественной предопределенности - джабритам, которые отрицали наличие у человека свободной воли. Матуриди же, который принял ашаритский касб, в отличие от них, считал касб исходящим от человека, что наоборот, приближало матуридитов к кадаритам. По проблеме возможности лицезрения Аллаха (руятулла), Ашари, ссылаясь на аят Корана: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» (75: 22-23), признавал его для праведников в раю. Однако он подчеркивал, что подробности лицезрения Аллаха, и то, как это будет происходить, невозможно осознать посредством человеческого разума. Мутазилиты же, вотличие от него, преломляя данный тезис сквозь призму человеческого мышления, утверждали, что данное утверждение Корана нужно понимать только как аллегорию, так как в противном случае получится, что Бог для видимости должен находиться в определенном пространстве, что невозможно для Него как для Творца. В отличие от мутазилитов и ашаритов, мушаббихиты (антропоморфисты) считали, что Бог действительно предстанет перед людьми в раю в определенной форме. Коран в ашаризме, как и в матуридизме, является вечным и несотворенным словом Божьим. Однако буквы, чернила, листы на которых он записан, сотворены. Мутазилиты же считали Коран сотворенным. В вопросе о больших грехах (кабаир), мутазилиты придерживались мнения о том, что если грешник не раскается в их совершении перед Богом, то он будет введен в ад. В отличие от них, крайних воззрений придерживались хариджиты, которые считали неверным любого совершившего грехи мусульманина; и мурджииты, которые, наоборот, считали, что если у человека есть искренняя вера, то совершение грехов не может ему повредить. Ашариты же придерживаются мнения, что грешник зависит от воли Божьей. Если Бог пожелает, то может покарать его, а если пожелает, то пощадит. Но, в конечном итоге, любой грешный мусульманин войдет в рай. Ашари полностью признавал положение о мучениях в могиле, которые являются началом потусторонней жизни, следующей непосредственно после земной. Согласно мусульманскому вероучению, уже в могиле для каждого человека начинается потусторонняя жизнь и первые разбирательства в отношении прожитой им земной жизни. В этом вопросе он подверг ожесточенной критике мутазилитов, которые не признавали это положение. Еще одним объектом спора для различных мусульманских групп была проблема шафаата. Шафаат это заступничество, которое будет разрешено Аллахом сделать пророкам, во главе с пророком Мухаммадом, в день Страшного суда за всех грешников-мусульман для того, чтобы они были избавлены от адских мук и вошли в рай. Об этом упоминается в следующем кораническом аяте: «В тот день не поможет заступничество, кроме тех, кому позволит Милосердный, и кому благоволит разрешить речь» (20: 109). Мутазилиты полностью отрицали шафаат. В отличие от них шииты считали заступниками не только пророка, но и почитаемых ими его потомков - имамов. Ашари же считал заступником только пророка Мухаммада. Мировоззренческие принципы, разработанные Ашари, были успешно апробированы в полемике с другими школами калама и философскими учениями, и стали основой для правоверного исламского учения. Его учение стало так популярно в мусульманском мире, что Аль-Ашари называли лидером суннитов (имамом Ахль аль-Сунны). Идеи Аль-Ашари в дальнейшем были еще более развиты многими его последователями, среди которых был известный мыслитель Мухаммад Бакиллани (ум. В 403/1013). Позднее, отдельные положения ашаритского учения были подвергнуты критике со стороны представителей школы салафитов (последователей Ибн Теймии). Другим известным критиком ашаризма был Ибн Хазм, который считал, что Ашари по различным вопросам склонялся, как в сторону джабритов (в вопросе о наличии свободной воли человека), так и в сторону мурджиитов (по проблеме совершения больших грехов). Но, несмотря на эту критику, учение Абу аль-Хасана аль-Ашари заняло свое достойное место не только в Исламе, но и в истории мировой мысли.