ГХОШ АУРОБИНДО

ГХОШ АУРОБИНДО

        (1872—1950) — выдающийся индийский мыслитель, обществ, деятель, поэт и мистик. Родился в Калькутте, в семье врача. В пятилетнем возрасте был отправлен в закрытую англ. школу в Дарджилинге, а еще через два года послан в Англию и помещен в семью священника, к-рому отцом А. даны были строгие инструкции полностью исключить к.-л. индийское влияние на мальчика. К моменту возвращения домой (1893) он блестяще владел англ. языком, читал и писал по-французски, по-итальянски, по-немецки, немного по-испански, изучил латынь и греческий, но не знал родного бенгальского языка. По возвращении в Индию Г. старается восполнить пробелы в своем образовании: изучает культуру и искусство родной страны, ее историю и языки, читает древние тексты, труды обществ, и религ. деятелей, работы реформаторов, и прежде всего Вивекананды. Влияние идей последнего ощущается в этот период и позже. Его лекции и выступления обсуждаются в тайных кружках, руководимых Г., ближайшими сподвижниками к-рого становятся сестра Ниведита (Маргарет Нобл) и Бхунандранатх Датта, т. е. ученица и родной брат Вивекананды. Жизнь Г. после возвращения в Индию распадается на два контрастных периода — активной революционной деятельности (до 1910) и добровольного затворничества в созданном им ашраме во франц. колониальных владениях (до 1950). Для первого периода характерна своего рода политизация Г. индуизма. В такие понятия, как "дхарма", "яджна", "мантра", вкладывается светское содержание, и они используются в кач-ве терминологич. оформления идей бурж. национализма. В статьях и памфлетах, стихах и выступлениях этого периода Г. неизменно апеллирует к религии, понимаемой им как некая духовная основа, объединяющая верующих. Подобно Вивекананде, Г. исходит из ведантистских представлений о заложенных в каждом человеке потенциях божеств, творческой силы, реализация коих заключается, по его мнению, в пробуждении национального самосознания. При этом понятие "нация" тоже получает религ. толкование — как воплощение одного из аспектов божественного начала. Путь к раскрытию и выявлению на деле божеств, потенций личности лежит, согласно Г., через самопожертвование и страдание (тема страдания будет впоследствии энергично подхвачена М. К. Ганди) во имя полного раскрытия и выявления возможностей нации. И чувство патриотизма приобретает явную религ. окраску. Любовь к Родине и поклонение богу совмещаются, как совмещается в проповеди Г. Индия и богиня Кали (Дурга), Великая мать, культ к-рой весьма распространен в Бенгалии. Исходя из этого он рассматривал борьбу за освобождение Индии в кач-ве религ. долга каждого индийца. В опред. Период своей деятельности он мечтал о создании некоего духовного братства, члены к-рого — люди, ушедшие из "мира", должны были посвятить себя патриотич. деятельности. Здесь любопытна трансформация в его учении традиционного представления об аскетах. Пробуждение национального сознания представлялось Г. (как и Вивекананде) результатом необходимой переориентации религ. активности, хотя следует отметить, что в отличие от Вивекананды он выдвигал при этом весьма конкретные и достижимые задачи. Религия становилась своего рода каналом для внедрения в массы идей антиимпериалистич. борьбы. При этом Г. как бы подменял традиционное содержание религии, считая, что национализм это и есть "ниспосланное богом" вероучение, религия, к-рая имеет целью не индивидуальное просветление, не освобождение от цепи перерождений, не спасение отдельного индивида, а содействие пробуждению национального самосознания. Последние 30 лет жизни Г. проводит в добровольном отшельничестве в Пондишери (нынешнее Путтуччери), вне досягаемости для англичан, на территории, управлявшейся Францией. Крайне редко реагируя на события в Индии и в мире, он допускает к себе лишь небольшую группу учеников, причем общение сводится к строго фиксированному молчаливому лицезрению учениками учителя. В непосредств. контакт с ним вступают лишь самые доверенные лица, прежде всего ближайшая сподвижница Мирра Ришар, известная под именем Матери. В долгие годы затворничества им созданы десятки книг, посвященных разработке интегральной веданты, в оценке к-рой существуют полярно противоположные мнения — одни считают ее вершиной философской мысли XX в., другие видят в ней бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных построений. Идеи Г. пытаются на практике осуществить его последователи в ашраме в Путтуччери и в "городе будущего" Ауровилле. Так или иначе, но попытка Г. взглянуть на кардинальные проблемы современности через призму духовного наследия Индии ставит его в один ряд с наиб, значит, философами нашего времени.
Р. Рыбаков

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГХОШ АУРОБИНДО" в других словарях:

  • Гхош Ауробиндо — (1872 1950), индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского освободительного движения. В концепции «интегральной» веданты и йоги стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли; взаимоотношение между миром и Абсолютом… …   Энциклопедический словарь

  • ГХОШ Ауробиндо — (1872 1950) индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского национально освободительного движения. В 1905 10 один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. С 1910 в Пондишере, издавал ежемесячник Арья (1914 21); в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГХОШ Ауробиндо — (15 авг. 1872 – дек. 1950) – инд. бурж. философ идеалист и поэт. Род. в Калькутте, образование получил в королевском колледже (Кембридж, Англия). Проф. колледжа в Бароде (Индия) (в 1893–1908). В 1905–10 Г. активно участвовал в инд. нац. освободит …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ —         Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, 5.12.1950, Пондишери), инд. религ. философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и особенно Индии в обращении к духовно религ. наследию древней Индии. Истолковывая его …   Философская энциклопедия

  • АУРОБИНДО —         (Ауробиндо Гхош) см. ГХОШ АУРОБИНДО …   Словарь индуизма

  • ГХОШ Шри Ауробиндо — (1872 1950) философ, поэт, политический деятель, один из духовных лидеров неоиндуизма. Род. в Калькутте, в 1879 1893 по настоянию отца учился в Англии; в 1893 1905 преподаватель фр. и англ. языков, затем директор колледжа в Бороде; в 1905 1910… …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ — [бенг. Ghoshe] Ауробиндо (15.08.1872, Калькутта, совр. Колката 5.12.1950, Пондишери (Пондичерри)), философ, поэт, политический деятель, мистик визионер, один из популярнейших лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты. В 1879 1892 гг.… …   Православная энциклопедия

  • Ауробиндо Гхош — …   Википедия

  • Шри Ауробиндо — англ. Sri Aurobindo Ghose …   Википедия

  • НЕОИНДУИЗМ — НЕОИНДУИЗМ, в индуизме (см. ИНДУИЗМ) условное наименование реформаторского течения, возникшего в 19 веке в связи с изменениями, происходившими в экономической, социальной и идеологической сферах индийского общества. Эти изменения, в большой… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»