ГХОШ

ГХОШ
ГХОШ
        Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), инд. религ. философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и особенно Индии в обращении к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с одной стороны, с инд. философией 19 в., с другой— с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать некую общечеловеч. религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности Востока». Филос. основой этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»): особенностью её является отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс. реальностью (брахманом) и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в котором первонач. единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которо-го — возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств. начала путём использования религ., этич., эстетич. и др. имиульсов человека в их совокупности. Суть этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г. старался переориентировать традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в Индии, а также в Европе и Америке.
        The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s; Conversations of the dead, Pondicherry, 1951; The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga, Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry, 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.
        Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S. K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951; ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of Sri Aurobindo, Lacknow, I960.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ГХОШ
    ГХОШ (Chose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта— 5 декабря 1950, Пондишери) — индийский религиозный философ и поэт, политический деятель, создатель т. н. “интегральной веданты”. В 1905—10—активный участник антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. В 1910 отошел от непосредственного участия в политической жизни, переехал в Пондишери. В 1926 (совместно с француженкой М. Ришар) основал религиозную общину, члены которой до настоящего времени пропагандируют его идеи. В дальнейшем Гхош разрабатывал т. н. пурна-йогу, призванную синтезировать различные виды йогической практики.
    Основные философские труды: “Божественная жизнь” (1914—16); “Идея человеческого единства” (1915—18) “Психология социального развития” (1916—18, позднейшее название “Цикл человеческой истории”). “Интегральная веданта” была задумана как попытка преодоления “односторонних” подходов к пониманию человека, среди которых Гхош выделял прежде всего “аскетический спиритуализм” (учение Шанкары) и материализм (преимущественно в его вульгарной разновидности, трактующей сознание как “эпифеномен”). Называя оба подхода историческими “тупиками” мысли, Гхош претендовал на преодоление обоих односторонностей, признавая значимость как духовной, так и материальной стороны человека. Гхош исходил из допущения двух противоположно направленных, но неразрывно связанных процессов—инволюции и эволюции. Исходный пункт инволюции—неопределенный (ниргуна) Брахман, трактуемый, в отличие от адвайтв-веданты, как динамическое, а не. статическое начало. Обладая способностью к самопроявлению, самоограничению и самопоглощению. Брахман порождает мир, нисходя через “сверхразум”, “верховный разум”, “разум” и “жизнь” к “материи” как к крайнему пункту мирового отчуждения. В дальнейшем начинается противоположный процессэволюция как восхождение от “материи” к “жизни” и “разуму”. Он завершается “супраментализацией”, нисхождением “сверхразума” в низшую сферу бытия и превращением человечества в “сверхчеловечество”, совокупность “гностических существ”, наделенных телесным бессмертием. “Супраментализированная материя” оказывается вознесенной на высший виток эволюционной спирали, так что этот процесс уже не обращается вспять. Усвоение Гхошем идеи необратимого развития существенно отличает его концепцию как от классической веданты, так и от предшествующих неоведантистских учений (Вивекананда). Критикуя эволюционизм Г. Спенсера, выдвигая ряд идей, перекликающихся с европейской диалектической традицией, Гхош в то же время утверждал, что борьба противоположностей — лкшь “слепой механизм” развития, его “первое”, а не последнее слово (в конце концов “любовь вытесняет борьбу” и из-за “слепого механизма” выступает подлинная движущая сила—“сверхразум”). Спиритуализм концепции Гхоша сказывается и в том, что преодоление противоречий современной западной цивилизации мыслится им через преобразование сознания отдельных индивидов (посредством пурна-йоги). Ряд современных исследователей философии Гхоша разделяют мнение Тейяра де Шардена о сходстве его собственного учения об эволюции с учением Гхоша. Сходство это связано с тем, что оба мыслителя стремятся согласовать современные представления об эволюции со спиритуалистическими традициями. Идеи Гхоша пользуются большим влиянием в современной Индии. Соч.: Sri Aurobindo Birle centenary library, ν. 1-30. Pondicherry, 1972. Лит.: Костюченко В. С. Интегральная веданта (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970.
    В. С. Костюченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГХОШ" в других словарях:

  • Гхош — I         Аджой Кумар (20.2.1909, Канпур, 13.1.1962, Дели), деятель индийского и международного рабочего движения. Родился в семье врача. Окончил Аллахабадский университет. Ещё в студенческие годы принимал участие в национально освободительном… …   Большая советская энциклопедия

  • Гхош Ауробиндо — (1872 1950), индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского освободительного движения. В концепции «интегральной» веданты и йоги стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли; взаимоотношение между миром и Абсолютом… …   Энциклопедический словарь

  • Гхош Аджой Кумар — (20.2.1909, Канпур, ≈ 13.1.1962, Дели), деятель индийского и международного рабочего движения. Родился в семье врача. Окончил Аллахабадский университет. Ещё в студенческие годы принимал участие в национально освободительном движении. В 1928… …   Большая советская энциклопедия

  • ГХОШ Ауробиндо — (1872 1950) индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского национально освободительного движения. В 1905 10 один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. С 1910 в Пондишере, издавал ежемесячник Арья (1914 21); в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гхош Амалананда — (р. 3.3.1910, Варанаси), индийский археолог. Генеральный директор археологической службы Индии (1953≈68), главный редактор журнала «Эйншент Индия» («Ancient India»), издатель отчётов об исследованиях инд. археологов («Indian Archaeology»).… …   Большая советская энциклопедия

  • ГХОШ Шри Ауробиндо — (1872 1950) философ, поэт, политический деятель, один из духовных лидеров неоиндуизма. Род. в Калькутте, в 1879 1893 по настоянию отца учился в Англии; в 1893 1905 преподаватель фр. и англ. языков, затем директор колледжа в Бороде; в 1905 1910… …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ Аджой Кумар — (р. 20 февр. 1909) – видный деятель инд. и междунар. рабочего движения, ген. секретарь Нац. совета КΠ Индии с 1951. Окончил Аллахабадский ун т. С 1931 был одним из руководителей революц. профсоюза Маздур Сабха в г. Канпуре, a позднее – член… …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ Ауробиндо — (15 авг. 1872 – дек. 1950) – инд. бурж. философ идеалист и поэт. Род. в Калькутте, образование получил в королевском колледже (Кембридж, Англия). Проф. колледжа в Бароде (Индия) (в 1893–1908). В 1905–10 Г. активно участвовал в инд. нац. освободит …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ — 1 . Аджой Кумар (20. II. 1909 13. I. 1962) деятель индийского и междунар. рабочего движения. Родился в семье врача в г. Канпуре. Окончил Аллахабадский ун т (физико математич. ф т). Еще в студенч. годы принимал участие в нац. освободит. движении.… …   Советская историческая энциклопедия

  • ГХОШ — [бенг. Ghoshe] Ауробиндо (15.08.1872, Калькутта, совр. Колката 5.12.1950, Пондишери (Пондичерри)), философ, поэт, политический деятель, мистик визионер, один из популярнейших лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты. В 1879 1892 гг.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»