ПАСКАЛЬ

ПАСКАЛЬ

ПАСКАЛЬ
(Pascal) Блес (1623—1662) — французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения: ‘Мысли’ (1669), ‘Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу’ (1656, выдержали свыше 60 изданий), ‘Об искусстве убеждать’ (1655—1657), ‘Молитва к Богу об обращении во благо болезней’ (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. ‘Первое обращение’ П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании. Несчастный случай послужил толчком ко ‘второму обращению’ П.: он пережил необыкновенный опыт ‘боговдохновения’, под влиянием которого П. набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью ‘посвятил’ себя Богу. После этого П. поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые ‘Письма к провинциалу’ (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная ‘Антология христианской религии’. После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как ‘Мысли’ П. Рассмотрение П. вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение к религиозной проблематике. Исключительная роль П. в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый — предвосхищая иррационалистическую традицию в философии — решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй — сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не способно ‘укрепить конечное между двумя бесконечностями’. Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы приводит П. к отказу от ‘самонадеянных исследований’ в пользу ‘безмолвного созерцания’. По мнению П., зачеркивать разум так же неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., — лишь тростник, слабейшее из творений природы, но ‘тростник мыслящий’. Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, ‘что это такое — быть человеком’. П. видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П. усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и искусством). Развлечение, эта ‘бедственная особенность’ человеческого существования, коренящаяся ‘в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека’, отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека ‘непостижимым чудовищем’. Он оказывается парадоксом для самого себя. ‘Мы жаждем истины, — пишет П., — а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть’. По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную ролы он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи ‘даром Божьим’, вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха — здесь, как говорит П., завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника — Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем экзистенциалисты нашли в П. своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПАСКАЛЬ" в других словарях:

  • Паскаль Б. — Паскаль Блез Blaise Pascal Блез Паскаль (автор Филипп де Шампень) Род деятельности: математик, философ, литер …   Википедия

  • ПАСКАЛЬ — (Pascal) Блез (1623 1662) фр. философ, ученый и публицист. Как публицист П. прославился прежде всего своими сатирическими «Письмами к провинциалу» (1656 1657), в которых вполне проявился его дар не только полемиста, но и превосходного писателя.… …   Философская энциклопедия

  • Паскаль — (фр. Pascal): В Викисловаре есть статья «паскаль» Паскаль (единица измерения)  единица измерения давления (механического напряжения) в СИ. Паскаль (язык программирования)  язык программирования общего назначения …   Википедия

  • ПАСКАЛЬ — • ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623 62), французский математик и философ. Был очень одаренным человеком: к 17 годам написал книгу о конических сечениях (см. КОНУС). Позже, наряду с Пьером ФЕРМА, Паскаль положил основу математической теории ВЕРОЯТНОСТИ …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Паскаль — Блэз (Blaise Pascal, 1623 1662) французский писатель, мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда, ученого математика. В 16 лет уже написал трактат о конических сечениях, изумивший Декарта, впоследствии сделал крупные открытия… …   Литературная энциклопедия

  • ПАСКАЛЬ — (Па, Ра), единица СИ давления и механич. напряжения. Назв. в честь франц. учёного Б. Паскаля (В. Pascal). 1 Па равен давлению, создаваемому силой 1 Н, равномерно распределённой по поверхности площадью 1 м2.1 Па=1 Н/м2=10 дин/см2=0,102 кгс/м2 =10… …   Физическая энциклопедия

  • паскаль — я, м. Pascal. От имени фр. ученого Б. Паскаля, 1623 1662. 1. Единица давления и механического напряжения в международной системе единиц (сИ), равна давлению, вызываемому силой 1 ньютон, равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАСКАЛЬ — (1) единица (см.) и единица механического напряжения в СИ (см. (1)), обозначается Па. 1 Па равен давлению, создаваемому силой 1 (см.), равномерно распределённой по нормальной к ней поверхности площадью 1 м2; (2) учебно производственный язык… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ПАСКАЛЬ — ПАСКАЛЬ, язык программирования, ориентированный главным образом на обучение программированию, составление трансляторов и других программ. Разработан в 70 х гг. (Швейцария) на основе языка программирования алгол 60. С 1980 широко используется как… …   Современная энциклопедия

  • ПАСКАЛЬ — единица давления и механического напряжения СИ, названа по имени Б. Паскаля, обозначается Па. 1 Па = 1 Н/м² = 10 дин/см² = 0,102 кгс/м² = 10 5 бар = 7,50.10 3 мм ртутного столба = 0,102 мм водяного столба …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»