НЕОКАНТИАНСТВО

НЕОКАНТИАНСТВО

НЕОКАНТИАНСТВО
философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появилось в 1860-е в обстановке глубокого кризиса спекулятивно-идеалистических систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методологически беспомощными в деле философского осмысления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надежной философской традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отличалось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском и особенно немецком духовном развитии. Философия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиски возможных условий его существования. Более того, Кант как бы предшествовал тому ходу развития, которое завело немецкую философию в тупики спекулятивного системотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публикации работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг ‘Назад к Канту!’ был сформулирован в 1865 О. Либманом, опубликовавшим книгу под названием ‘Кант и эпигоны’, каждая из глав которой заканчивалась словами: ‘Нужно поэтому возвратиться назад к Канту’. Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие исследования по физиологии внешних чувств, представленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых неокантианцев, Ф.А. Ланге, формулируя программные задачи этого течения, считал центральной из них — противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и дополненный результатами физиологических исследований. Начинается тщательная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, появляются новые издания его сочинений, пишутся подробные комментарии к его главному труду — ‘Критика чистого разума’, а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал ‘Kant Studien’. Постепенно Н. становится одним из господствующих философских учений в университетах Германии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демонстрируя тем самым своеобразную реализацию философской традиции в новых социально-исторических условиях. Несмотря на ряд общих принципов: 1) рассмотрение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого это знания, и следующий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус философской дисциплины; 2) признание наличия обусловливающих познание априорных форм; 3) ограничение самого познания сферой опыта и т.д., — Н. никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдельные положения философии Канта. И хотя все они ставили в качестве главной одну и ту же цель — обоснование научного знания и культуры в целом с помощью реформированной кантовской гносеологии, можно говорить о существовании нескольких принципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.: а) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познающего субъекта; б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую ‘вещь в себе’ в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривающем рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы; в силу этого данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическом. складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального; г) трансцендентально-логическом и д) трансцендентально-психологическом, представленных соответственно Марбургской и Баденской (Фрейбургской) школами Н.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "НЕОКАНТИАНСТВО" в других словарях:

  • неокантианство — неокантианство …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОКАНТИАНСТВО — 1) университетско академическое движение в Германии в 1850 1880; 2) господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее основные вопросы философии путем истолкования учения И. Канта. В эволюции Н. выделяют три… …   Философская энциклопедия

  • НЕОКАНТИАНСТВО — Направление современных нем. философов, считающих Канта своим родоначальником; пытающ. соединить старое ученье с новыми требованиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕОКАНТИАНСТВО школа современной …   Словарь иностранных слов русского языка

  • НЕОКАНТИАНСТВО —         господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее осн. вопросы философии путем нового истолкования учения Канта. Возникнув и утвердившись в Германии, затем в Австрии и Швейцарии, Н. распространилось в… …   Энциклопедия культурологии

  • НЕОКАНТИАНСТВО — НЕОКАНТИАНСТВО, течение в философии 2 й половины 19 начала 20 вв., возникшее в Германии; пыталось возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере… …   Современная энциклопедия

  • НЕОКАНТИАНСТВО — течение философии 2 й пол. 19 нач. 20 вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений:… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально критической методологии. Появилось в 60 е 19 в. в обстановке глубокого кризиса спекулятивно… …   Новейший философский словарь

  • НЕОКАНТИАНСТВО — англ. Neo Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта. В Н. различают: марбургскую школу и баден скую школу. Н. характеризуется попыткой преодолеть кантовский дуализм, утвердить… …   Энциклопедия социологии

  • неокантианство —         НЕОКАНТИАНСТВО философское течение второй половины 19 первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии в новых исторических условиях. Было распространено, главным образом, в Германии, а на рубеже 19… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Неокантианство — НЕОКАНТИАНСТВО, течение в философии 2 й половины 19 начала 20 вв., возникшее в Германии; пыталось возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»