ЛОКК

ЛОКК

ЛОКК
(Locke) Джон (1632—1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после ‘славной революции’ 1688 Л. возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них — ‘Опыт о человеческом разуме’ (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет. Почти одновременно были опубликованы ‘Письма о веротерпимости’, ‘Трактаты о государственном правлении’ и др. К названным примыкают следующие значительные произведения: ‘О пользовании разумом’ (1706), ‘Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге’(1694). В своем основном труде Л. развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека — отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л. обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие — т.наз. ‘простые идеи’, которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л. называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, — идеи первичных и идеи вторичных качеств. Только идеи первичных качеств, с точки зрения Л., дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствующим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущность вещей, с его т.зр., остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Л. нельзя считать агностиком. По Л., наша задача — знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Он обратил также внимание на активность субъекта в познавательном процессе. Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л. рационалистический элемент. В основе социальной философии Л. лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о ‘естественном праве’и ‘общественном договоре’, согласующееся с его теорией познания. Политическая теория, изложенная им в ‘Двух трактатах о государственном правлении’ (1690), направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом. Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Данная концепция подводит Л. к созданию теории разделения властей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную. Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Правительство не имеет права действовать произвольным образом, оно само обязано подчиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным. Народ остается при этом безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. развивает идею буржуазного конституционного правления. Конституционная парламентская монархия, с его т.зр., выступает как наиболее оптимальная форма такого баланса. Он отрицал абсолютный политический приоритет королевской власти. Л. не создал последовательного этического учения. Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов. На этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла. Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольствию человека, т.е. то, что полезно. Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным страданиям, т.е. вредно. Всеобщий закон нравственности, считал Л., должен иметь основание в Божественном откровении. Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий законного правления. Защите религиозной свободы Л. посвятил четыре письма ‘о веротерпимости’. Философия Л. была вершиной в развитии британского материализма нового времени. Его идеи положили начало эмпиризму как одному из направлений французского материализма и ассоцианизму в психологии; использовались в теориях Беркли и Юма. В различной степени, и подчас очень противоречиво, теория познания Л. оказала влияние на деиста А.Коллинза, моралистов Д.Шэфтсбери и Б.Мандевиля, естествоиспытателя Д.Гартли. Этические и политические взгляды Л. во многом были восприняты Толандом, Монтескье. Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций. (см. также ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ (ЛОКК), ТРАКТАТ О ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЛЕНИИ (ЛОКК).)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЛОКК" в других словарях:

  • ЛОКК — (Locke) Джон (1632 1704) англ. философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окончил Вестминстерскую школу и колледж Крайст Черч Оксфордского ун та …   Философская энциклопедия

  • Локк — Локк (англ. Locke)  английская фамилия. Локк, Ален (1886 1954)  афроамериканский писатель, философ, просветитель и покровитель искусств Локк, Джон: Локк, Джон (1632 1704)  английский философ Локк, Джон (канадский… …   Википедия

  • Локк — Вилльям Джон (William John Locke, 1863 1930) английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение 10 лет был секретарем Королевского института британских архитекторов. Много путешествовал. Написал около 30 романов из жизни… …   Литературная энциклопедия

  • ЛОКК — (Locke) Джон (29.08.1632 28.10.1704, Уайт) английский философ просветитель, основоположник социально политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи естественного права и общественного договора ,… …   Энциклопедия социологии

  • Локк — Локк, Джон (Locke, John) (1632 1704) Английский философ сенсуалист, положивший начало эмпиризму в психологии, основоположник ассоциативной психологии, основатель либерализма, считается теоретиком конституционной монархии и разделения властей.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Локк — (Джон Locke) род. 29 августа 1632 г. Отец его,диссидент пуританин, дал сыну строго религиозное Воспитание. Известминстерской монастырской школы Л. поступил в оксфордский унив., гдебыл потом преподавателем греческого языка и цензором… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЛОКК — (Locke) Джон (1632 1704), английский философ, создатель идейно политической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал, что все… …   Современная энциклопедия

  • ЛОКК — (Locke) Джон (1632 1704) английский философ просветитель, политический деятель, основоположник социально политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и …   Новейший философский словарь

  • локк — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЛОКК — Af РАСТВОР 33 В лать тот вывод, что существующее подразделение заболеваний по принципу анат. Л. б. (б ни печени, желудка, нервные, глазные, кожные и т. д.) в значительной мере условно. Вопросы взаимоотношения местных страданий к целому организму… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»