КИНИКИ

КИНИКИ

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания — через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, — принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований: ‘ци’, универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил — ‘ян’ и ‘инь’ (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала ‘инь’ и ‘ян’, поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Эмпирически наличное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо — Человек — Земля, поэтому китайское философское мышление характеризуется отчетливо выраженным практицизмом. Знание — ‘чжи’ — предмета включает не только его описание, но и предписание к действию: обладать знанием значит прежде всего ‘знать свое дело’. В центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (нач. I тыс. до н.э.) оформилась одна из центральных категорий китайской мысли — ‘дэ’, обозначающая силу порождения и упорядочения. Благодаря силе ‘дэ’ Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Правитель — ‘ван’, являясь Сыном Неба, приобщается к ‘великому дэ Неба и Земли’ (космоса) и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос же в обществе вызывает природные катаклизмы. ‘Золотым веком’ китайской философии является период 6—3 вв. до н.э. В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как зависящее от ‘дэ’ каждого человека. Родоначальники двух основных течений китайской философии — Конфуций и Лао-цзы — вводят u связи с этим категорию ‘дао’ — пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление ‘дэ’ достигается познанием ‘дао’ и следованием ему; обладание знанием оказывается важным средством гармонизации Поднебесной. Конфуций и Лао-цзы разрабатывают взаимодополнительные модели познания ‘дао’. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала ‘ли’. Воплощением знания выступает ‘благородный муж’ (‘цзюнь цзы’), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. В противовес конфуцианскому культуроцентризму даосизм выдвигает стратегию ‘следования естественности’. Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип ‘недеяния’ — ‘у вэй’) позволяет совершенномудрому приобщится к ‘дао’ как общемировому естественному ритму событий. При империи Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации. Даосское учение трансформировалось в так называемый ‘религиозный даосизм’, занятый преимущественно решением проблемы бессмертия и образующий неортодоксальную составляющую китайской духовной культуры. Развитие философской мысли в Китае характеризовалось традиционностью: для нее характерна исключительная стабильность круга основных философских проблем и категорий, а преимущественными формами философского творчества являлись комментарии и компиляция канонических произведений.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КИНИКИ" в других словарях:

  • КИНИКИ —     КИНИКИ (греч. οἱ Κυνικοί, лат. cynici циники), школа киников, одна из т. н. сократических философских школ; основателями считаются, по разным данным, сократик Антисфен Афинский и Диоген Синопский. Киническое движение просуществовало не менее… …   Античная философия

  • КИНИКИ — (греч. kinikoi; лат. cynici циники) одна из т.н. сократических филос. школ Др. Греции. Ее представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и… …   Философская энциклопедия

  • КИНИКИ — (греч. kynikoi от Kynosarges Киносарг, холм в Афинах с гимнасием, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici циники), одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Киники — (cynics), в античную эпоху члены секты философов, созданной, как считается, Диогеном, хотя, по видимому, честь ее основания принадлежит его наставнику Антисфену Афинскому. Поскольку киники никогда не имели собственной школы и четкого филос.… …   Всемирная история

  • КИНИКИ — см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ …   Новейший философский словарь

  • Киники — представители древнегреческой философской школы (IV в. до н.э.). Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, достижение независимости и внутренней свободы. ............ ☼ (греч. от… …   Энциклопедия культурологии

  • Киники — Статья по тематике Древнегреческая философия Предфилософская традиция (VIII VII вв. до …   Википедия

  • киники — (греч. kynikói, от Kynósarges  Киносарг), холм в Афинах с гимнасием, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici  циники), одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал… …   Энциклопедический словарь

  • КИНИКИ — ЦИНИКИ ИЛИ КИНИКИ (греч. «собаки») основанная около 380 г. до Р. Х. в Греции философская школа, признававшая единственным благом в мире добродетель, которая, по их учению, выражалась в полнейшей свободе от законов, общественных условий, людских… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Киники — (греч. kynikói, от Kynósarges Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici циники)         одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский,… …   Большая советская энциклопедия

  • Киники — (от κύων собака или от места Cynosarges) считали себя истинными выразителями сократовской философии, хотя в действительности представляли собой сочетание сократических элементов с софистическими и элеатскими. Основатель кинической школы, Антисфен …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»