- ТАЛМУД (иудаизм)
- ТАЛМУД (иудаизм)ТАЛМУ́Д (др.-евр., букв. — изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э. — 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду).ТАЛМУ́Д (древнееврейское, буквально — изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э. — 5 в. н. э. Включает Мишну (см. МИШНА) — толкования на Пятикнижие (см. ПЯТИКНИЖИЕ) (Тора (см. ТОРА)) и на весь Ветхий Завет (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ) (Танах) — и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения Талмуда, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь иудеев называются Галаха (см. ГАЛАХА), а сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, сказки, рассказы — Аггада (см. АГГАДА).
Основой Мишны — древнейшей части Талмуда — являлось устное предание, хранившее основы иудейской религии (см. ИУДАИЗМ). Толчком для создания Мишны явилось, с одной стороны, разрушение иерусалимского храма и рассеяние евреев, а с другой стороны, — необходимость отделить иудаизм (посредством своего, иудейского толкования Ветхого Завета) от распространяющегося христианства (см. ХРИСТИАНСТВО). Начиная с 70 н. э. еврейские ученые — таннаи — начали работу по собиранию различных устных толкований Торы. Расширенное устное толкование библейских законоположений было окончательно собрано и отредактировано в 210 г. н. э. Иегудой а-Наси (Ганаси) и получило название Мишнa («повторение»), после смерти Иегуды а-Наси Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Ученик Иегуды, Рав (Аба Ариха) основал школу амораев («разъяснителей») близ Вавилона, где было много еврейских общин. Таким образом, токованием Мишны стали заниматься одновременно (и фактически параллельно) и в Палестине и в Вавилонии. По месту составления второй части талмуда — гемары — различают два Талмуда — Иерусалимский (Талмуд Ерушалми), созданный в Палестине, и Вавилонский (Талмуд Бавли).
После того как христианство стало в Римской империи господствующей религией (4—5 вв.), в Палестине составление Талмуда пришло в упадок и фактически завершилось. В Персии, где находилась вавилонская община, к евреям относились лояльнее и Вавилонский талмуд составлялся вплоть до 7 в. Особенностью вавилонской версии является больший объем и удобное разделение корпуса по ключевым словам. Вместе с арабскими завоевателями многие евреи «вавилонского толка» вернулись в Палестину, где был распространен «ошибочный», с их точки зрения, талмуд. К 10 в. Вавилонский талмуд окончательно вытесняет иерусалимский (который с этого времени имеет лишь академическое значение).
Приспосабливая Тору к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений, запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейского народа.
Установился обычай печатать все издания Талмуда с одинаковым числом страниц и давать на каждой странице один тот же неизменный текст. Поэтому в любом издании Талмуда имеется 2947 листов, или 5894 страницы (это значительно облегчает поиск по Талмуду).
Энциклопедический словарь. 2009.