- ЛИТУРГИЯ (богослужение)
- ЛИТУРГИЯ (богослужение)ЛИТУРГИ́Я (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа», «служение от лица народа» или «служение для народа»):
1) Синоним слова «богослужение», как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и в значении всей совокупности культовых действий. В этих смыслах термин «литургия» особенно часто используется западными христианами; тем не менее, производные от него широко вошли и в восточнохристианскую лексику (например, «литургика» — наука о богослужении, «литургический» — обрядовый, культовый, богослужебный). В последнее время католики и протестанты все чаще используют слово «литургия» в составе обозначения конкретного богослужения или даже раздела службы, носящего более или менее завершенный и обособленный характер (так, в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Католической Церкви Литургия Слова и Евхаристическая Литургия — две основные части Мессы (см. МЕССА); в богослужении Пасхальной ночи к ним добавляется Литургия Света, когда благословляется огонь и пасхальная свеча, и Литургия Крещения; и т.п.).
2) Евхаристическое богослужение. Обычно под Божественной Литургией (особенно в православной традиции) понимается полное евхаристическое богослужение (см. Евхаристия (см. ЕВХАРИСТИЯ)), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, а также Причащение.
Божественная Литургия состоит из двух основных разделов: Литургии Оглашенных и Литургии Верных (в западной терминологии, соответственно, Литургия Слова и Евхаристическая Литургия). Смысл обоих сводится к встрече верующих с Богом: в первом она осуществляется в слушании Его Откровения, во втором — в приобщении живому Христу посредством вкушения Его Тела и Крови.
Центральная часть Литургии, состоящая из названных разделов, обрамляется также начальными и завершающими обрядами и может содержать богослужебные вкрапления, не имеющие прямого отношения к основным разделам. Оба раздела Божественной Литургии имеют ветхозаветные корни: для Литургии Оглашенных это общинный синагогальный чин чтения и толкования Слова Божия, для Литургии Верных — семейные иудейские ритуалы субботней и пасхальной трапез (последняя имеет особое значение, поскольку именно на ней Христос установил таинство (см. ТАИНСТВА) Евхаристии).
Литургия оглашенных обязана своим названием древнецерковной практике катехумената, или оглашения (подготовки к Крещению (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник))), когда первая часть Литургии играла важную роль в обучении готовящихся к Крещению (оглашенных) основам веры. В те времена она состояла из нескольких чтений Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), главным среди которых было чтение Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ), а также проповеди, толковавшей прочитанное; кроме того в нее входили различные молитвенные прошения и, в завершение, молитвы об оглашенных и их отпуст, т. к. во второй части Литургии могли участвовать только крещеные (т. н. «верные» — отсюда название). Основными частями Литургии верных являлись Проскомидия (см. ПРОСКОМИДИЯ), во время которой дары (хлеб и вино) подготавливались для предстоящего освящения, Анафора (см. АНАФОРА (в богослужении)) — молитва, во время которой происходит само освящение даров, и обряд Причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ), когда священник и все участвовавшие в Литургии верующие приобщались Тела и Крови Господа.
Большинство названных богослужебных элементов сохранились в Божественной Литургии до настоящего времени, хотя многие из них сильно трансформировались в средние века. Так, в большинстве восточных обрядов проскомидия разделилась на две части и основная из них стала совершаться в самом начале, до Литургии Оглашенных, без непосредственного участия верующих; во всех литургических обрядах значительная доля священнических молитв (в т. ч., большая часть Анафоры) стала произноситься священником тайно; и многое другое.
В различных поместных Церквах с течением веков возникали разные по тексту, структуре и внешнему оформлению Литургии, многие из которых закреплялись в виде богослужебных последований, приобретая собственное наименование. Имя, которое носит та или иная Литургия, чаще всего означает не авторство (за исключением редких случаев), а авторитет, с которым связывает ее традиция. Со временем, однако, как на Востоке, так и на Западе наметился процесс унификации литургического обряда и собственно Литургии. В Православной Церкви фактически были сохранены лишь две Литургии — Литургия Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) и Литургия Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА); в Католической Церкви закрепилась Римская Месса (см. МЕССА).
Энциклопедический словарь. 2009.