- АНАФОРА (в богослужении)
- АНАФОРА (в богослужении)АНА́ФОРА (греч. anaphora — возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение))), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также Евхаристическим каноном (греч. kanon — правило), или Евхаристической молитвой.
Структура Анафоры
Существенными элементами текста почти каждой Анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: Префация (предначинание) — благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Sanctus» («Свят, Свят, Свят...»); эпиклесис — призывание благодати Божией (в большинстве Анафор — моление о ниспослании Святого Духа) на дары; повествование об установлении Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ) Иисусом Христом, содержащее Установительные (или Тайноустановительные) слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ) над хлебом и над чашей; анамнесис — свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его второго пришествия (см. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ); ходатайственные молитвы — поминовение живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы (см. БОГОРОДИЦА) и святых (см. СВЯТЫЕ), напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве.
История развития Анафоры
Вероятно, эти структурные элементы Анафоры существовали в ней с самых первых дней существования Церкви, однако первые христиане не имели твердо фиксированных текстов евхаристических молитв, а импровизировали их, основываясь прежде всего на текстах иудейских благословений (beraha), в частности, использовавшихся на пасхальной трапезе. Позже складывается тенденция к фиксации текстов Анафор, когда Церковью отбираются для употребления лучшие из них, обладающие наибольшими богословскими и поэтическими достоинствами. Самые ранние из дошедших до нас текстов Анафор относятся ко 2—3 векам. В последующие века в различных поместных Церквах было создано большое разнообразие евхаристических молитв, многие из которых используются в богослужении до сих пор.
Основные типы Анафор
Еще в древней Церкви вырисовываются три основные типа структурной организации текста Анафор (систематизация Л. Буйе): александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский. Именно они обусловили основные ветви дальнейшего развития евхаристических молитв. К александрийско-римскому типу относятся некоторые Анафоры, используемые в Коптской и Эфиопской Церквах, а также Римский Канон, который на протяжении многих веков вплоть до последних десятилетий оставался единственной евхаристической молитвой в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Католической Церкви. Западно-сирийский тип представлен литургией апостола Иакова, прежде широко распространенной на Востоке, а позже сохранявшейся у сирийцев-яковитов, а также в нескольких православных монастырях в Иерусалиме и на греческом острове Закинфе (в последнее время ее изредка служат православные архиереи (см. АРХИЕРЕЙ), в т. ч. и в Русской Православной Церкви); дальней ветвью этого типа являются многочисленные Анафоры мозарабской Литургии, сохранившейся в Испании. К восточно-сирийскому типу относятся Анафоры Литургии Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА) и Литургии Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО), практически единственные, оставшиеся в обиходе Православной Церкви, а также Литургии Афанасия Великого, которой пользуется Армянская Церковь.
Иногда термин «анафора» употребляется в более широком смысле — для обозначения как евхаристического канона, так и примыкающего к нему обряда причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ).
Энциклопедический словарь. 2009.