БХАВАЧАКРА

БХАВАЧАКРА
БХАВАЧАКРА
БХАВАЧА́КРА (взаимозависимое происхождение), перевод с санскрита названия важнейшего буддийского учения о причинности (пратитья-самутпада), постигнутого Буддой под древом Бодхи (см. БОДХИ ДЕРЕВО). Другой перевод — «Колесо жизни, или бытия» (бхава-чакра) — имеет бо́льшее отношение к буддийскому изобразительному искусству, живописующему это учение о сцепленности причин и условий, необходимых для порождения даже мимолетного акта мысли постоянно меняющегося потока сознания особи. Эти изображения предельно облегчают понимание сути доктрины и особенно характерны для стран махаяны (см. МАХАЯНА) и ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА).
На картинах колесо сжимает своими клыками и лапами чудовищный бог смерти Яма (см. ЯМА), а это значит, что сфера действия описываемых законов причинности ограничивается сферой страстей (кама-дхату), нижней частью буддийской вселенной. На ступице колеса рисуют трех животных (свинью, змею и петуха), хватающих друг друга за хвост и символизирующих невежество, гнев и похоть, как триединство источника страдания, двигателя кармических перерождений. На 5—6 сегментах между спицами изображаются сценки из жизни существ этой сферы: тварей ада, голодных духов (прета), людей, богов и, иногда, полубогов (асура (см. АСУРЫ)). Все это виды бесчисленных перерождений каждой особи. Порядок же перерождений отображается 12 картинками на ободе колеса, кои представляют собой 12 звеньев цепи Взаимозависимого происхождения в качестве формулы данного учения, описывающей цикл перерождений из трех жизней особи в самсаре (см. САМСАРА).
Так, любое рождение свидетельствует, что в прошлой жизни эта особь была охвачена вихрем страстей, пороками и пребывала в невежестве (авидья), в незнании благородного Закона и Пути освобождения (1). Все совершенное (самскара) в прошлой жизни, в том числе сказанное и передуманное, накапливает определенную силу кармы (см. КАРМА), которая обусловливает новое рождение (2). Последнее начинается с пробуждения сознания (виджняна), которое происходит еще в эмбриональном состоянии индивида (см. Бардо (см. БАРДО)) — (3). Там же закладываются основы образного и чувственного (нама-рупа) познания (4) соответственно карме и формируются источники или способности познания шести видов (шад-аятана), т. е. 5 органов чувств и мышление (5), после чего сознание особи уже в состоянии вступить в контакт (спарша) с объектами восприятия (6). Далее, считается, что на втором году жизни детеныш или ребенок уже испытывает чувственные переживания (ведана) — (7) по поводу приятного, неприятного и безразличного ему. Развитие особи приводит к возникновению жажды (тришна) обладания, вожделения, самоутверждения и т. д. (8). Они приводят к зарождению устойчивых устремлений к достижению целей (упадана) — (9), и индивид приобретает устойчивый образ жизни, существования (бхава), погружаясь все больше в заблуждения и совершая проступки (10). Это дает основания для вывода о том, что индивида в будущем опять ждет рождение (джати) — (11), опять старение и смерть (джара-марана) —(12).
Таково круговращение существования особи, выраженное законом Взаимозависимого происхождения.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "БХАВАЧАКРА" в других словарях:

  • БХАВАЧАКРА — (санскр. колесо Бытия) в буддизме представление о бесконечной цепи перерождений …   Большой Энциклопедический словарь

  • БХАВАЧАКРА — (санскр. bhavacakra, «колесо бытия»), в буддийской мифологии бесконечность перерождений; см. Сансара. л. м. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

  • Бхавачакра — (санскрит: Bhavacakra; деванагари: भवचक्र; пали: भभचक्क bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения» …   Википедия

  • Бхавачакра —          в будд. миф. бесконечность перерож дений …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ламаизм — региональная форма сев. буддизма, основанная на сочетании черт махаяны и ваджраяны. Формирование Л. началось с 7 в. времени проникновения буддизма в Тибет. Между учеными разных стран не существует четкой договоренности, что следует понимать под Л …   Буддизм

  • МАНДАЛА — (др. инд. «mándala», «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. п.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). Само слово «М.» отмечено уже… …   Энциклопедия мифологии

  • авидья — (санскр.), авиджя (пали) невежество, синоним заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны… …   Буддизм

  • колесо жизни — (санскр. бхавачакра, пали бхавачакка;др. названия колесо бытия, круг сансары, круговорот перерождений) одна из ведущих концепций будд. модели мироздания. Любое живое существо с его чувствами, желаниями и продиктованными ими поступками замкнуто… …   Буддизм

  • медитация — и; ж. [лат. meditacio размышление] В индуизме: состояние внутренней сосредоточенности, самосозерцания, требующее отрешенности от внешнего мира и концентрации своих мыслей на каком л. предмете для достижения духовного прозрения. * * * медитация… …   Энциклопедический словарь

  • Двенадцатичленная формула бытия — Двенадцатичленная формула бытия, или 12 нидан,  в буддизме  схема действия концепции причинности пратитья самутпада. В начале этой схемы цепочки находится неведение (авидья), которое также называют «корнем сансары». Звенья цепи связаны… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»