стоицизм

стоицизм
СТОИЦИ́ЗМ -а; м.
1. Направление в античной философии, сосредоточившее основное внимание на этике, требующей сознательного подчинения господствующей в мире необходимости и призывающее к господству человека над страстями.
2. Стойкость, мужество в жизненных испытаниях. С. защитников Ленинграда. Он проявлял в жизни удивительный с.
* * *
стоици́зм
[от греч. stoá — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон — основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (III—II вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (I—II вв.), римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнём, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; всё существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
* * *
СТОИЦИЗМ
СТОИЦИ́ЗМ [от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3—2 вв. до н. э.) — Зенон из Китиона (см. ЗЕНОН из Китиона), Клеанф, Хрисипп (см. ХРИСИПП); Средняя Стоя (2—1 вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1—2 вв.); римский стоицизм — Сенека (см. СЕНЕКА Луций Анней), Эпиктет (см. ЭПИКТЕТ) , Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) об огне- логосе (см. ЛОГОС); мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой (см. ПНЕВМА), создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам (см. КИНИКИ), не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
* * *
СТОИЦИ́ЗМ, СТОИЦИЗМ – учение одной из наиболее влиятельных фиософских школ античности, основанной ок. 300 г. до н. э. Зеноном из Кития (см. ЗЕНОН из Китиона); название «Стоя» (stoá) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон.
История стоицизма традиционно делится на три периода: Ранняя (Зенон (см. ЗЕНОН из Китиона), Клеанф, Хрисипп (см. ХРИСИПП) и их ученики, 3—2 вв. до н. э.), Средняя (Панэтий, Посидоний (см. ПОСИДОНИЙ), Гекатон и др., 2—1 вв. до н. э.) и Поздняя Стоя (или Римский стоицизм) (Сенека (см. СЕНЕКА Луций Анней), Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет (см. ЭПИКТЕТ), Марк Аврелий (см. МАРК АВРЕЛИЙ), 1—2 вв.н. э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму (см. КИНИКИ), эпикуреизму (см. ЭПИКУРЕИЗМ) и скептицизму (см. СКЕПТИЦИЗМ)) — практически-ориентированная философия: ее целью является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. В области логики и физики наибольшее влияние на стоицизм оказали Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) и мегарские логики (см. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА); этика формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.
Три части учения
Учение стоицизма делится на логику, физику и этику. Структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.
Логика
Логика — основополагающая часть стоицизма; ее задача — обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания, бытия и этического долженствования, а философствование — как строгую «научную» процедуру. Логическая часть делится на риторику (см. РИТОРИКА) и диалектику (см. ДИАЛЕКТИКА); последняя включает учение о критерии (гносеология (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)) и учение об обозначающем и обозначаемом (грамматика, семантика и формальная логика, созданные Хрисиппом (см. ХРИСИПП)). Гносеология стоицизма — программный антипод платонической (см. ПЛАТОНИЗМ) — испытала заметное влияние Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). Познание начинается с чувственного восприятия; познавательный акт строится по схеме «впечатление»—«согласие»— «постижение»: содержание «впечатления» («отпечаток в душе») верифицируется в интеллектуальном акте «согласия» (sugkatavqesi), приводящего к «постижению» (katavlhyi). Критерием его необманчивости является «постигающее представление» (fantasiva katalhptikhv), возникающее только от реально наличной предметности и раскрывающее свое содержание с безусловной адекватностью и ясностью. В «представлениях» и «постижениях» происходит лишь первичный синтез чувственных данных — констатация восприятия некоторой предметности; но они не дают настоящего знания о ней и, в отличие от коррелятивных им логических высказываний (ajxiwvmata), не могут иметь предиката «истинный/ложный». Из однородных «постижений» в памяти складываются предварительные общие представления, образующие сферу первичного опыта. Чтобы войти в систему знания, опыт должен приобрести четкую аналитико-синтетическую структуру: это задача диалектики, изучающей в основном отношения бестелесных смыслов. Ее основой является семантика (находящая отклики в логико-семантических концепциях 20 в.), которая анализирует отношение слова-знака («выраженное слово»), обозначаемого смысла («внутреннее слово» = «лектон») и вещественного деноната. Отношение знака и смысла на уровне «лектон» выступает первичной моделью причинно-следственных связей. Соотношение телесного и бестелесного в рамках телесного универсума является глобальной (и не имеющей решения) мета-проблемой стоицизма: реально существуют только тела; бестелесное (пустота, место, время и «смыслы») налично иным образом.
Формальная логика устанавливает зависимость между смыслами, изоморфную причинной зависимости в физическом мире и этическому долженствованию; поэтому ее основой является импликация (см. ИМПЛИКАЦИЯ) (как строгая аналитическая процедура). Использование развернутых высказываний (описывающих реальную структуру «фактов») в качестве терминов позволяет считать формальную логику стоицизма первой «логикой пропозиций» в истории европейской логики (см. Хрисипп). (см. ХРИСИПП)
Физика
Физика — последнее оригинальное физическое учение до-неоплатонического (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) периода — отличается небывалым в античности тотальным соматизмом, лежащим в основе континуалистской картины мира. Двумя главными разделами физики являются онто-космология и антропология (см. АНТРОПОЛОГИЯ) . Пантеистическое отождествление бога с телесным сущим приводит к фундаментальному смещению акцентов: онтологической моделью служит антитеза не идеи и материи, а двух нераздельных вечно-сущих «начал»: активного (бог-Зевс = Логос) и пассивного (бескачественный субстрат, вещество), которые следует понимать не как первичные субстанции, а как принципы организации единого сущего. На первом этапе космогонии две пары элементов, активные (огонь и воздух) и пассивные (земля и вода), путем сгущения и разрежения актуализируют противоположность «начал». Из элементов возникают все вещи согласно индивидуальным «сперматическим логосам», в которых Логос выступает как закон организации и развития каждой индивидуальной «природы». Космос — окруженная беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. Время понимается как мера движения (пространство, время и тело бесконечно делимы). Космос как порядок преходящ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы («воспламенение»), но в каждом следующем цикле мир возрождается из огненного протосубстрата в прежнем виде.
Предельной манифестацией бога-Логоса на физическом уровне выступает творческий огонь, он же — природа. Творческий огонь отождествляется с пневмой, (см. ПНЕВМА) состоящим из огня и воздуха всепроникающим теплым дыханием, «душой» космического организма. Основная характеристика пневмы —«давление огня», или «напряжение»— и двунаправленное движение: центростремительное обеспечивает стабильность любой вещи и космоса в целом, а центробежное — разнообразие телесных качеств. Уровни организации телесных структур определены степенью чистоты и напряжения пневмы: 1) неорганический уровень, «структура»; 2) растительный, «природа»; 3) животный, «душа» (впечатления и импульсы) и 4) разумный, «логос».
Отождествление логической необходимости с физической причинностью приводит к абсолютному детерминизму (см. ДЕТЕРМИНИЗМ) (психологическая основа этической «терапевтики»): причинность «из ничего» невозможна, «возможное» и «случайное» выступают как неизвестное. Делению причин на известные и неизвестные сопутствует функциональное деление на основные и вспомогательные или (в моральной проекции) на решение субъекта и внешнюю (не зависящую от субъекта) причинность. Всекосмическое «сцепление» причин понимается как «судьба», а необходимость такого «сцепления» — как «рок». Впровиденциально-телеологическойиспостаси«судьба»=«необходимость»= Логос выступает как «промысл», целесообразно упорядочивающий мироздание (основание для суждений мантики). Теология, венчающая космологию, построена на принципе аллегорезы: в традиционных богах персонифицируются различные функции единого Логоса-Зевса.
Субъект раннестоической антропологии, смоделированной в парадигме макро / микрокосмоса (см. МИКРОКОСМ), — внутренне-целостный индивид, целиком определенный своим разумным началом. Душа человека — «частица» космической пневмы (см. ПНЕВМА), пронизывающая все тело и отделяющаяся от него после смерти,— состоит из 8 частей: 5 чувств, речевой, породительной и «ведущей»; в последней (помещаемой в сердце) сконцентрированы «способности» представления, согласия, влечения и разумности. Ощущение возникает в результате круговорота пневмы между органом чувств и «ведущей» частью, а влечение — как результат «согласия» на «впечатление» о привлекательности объекта. В отличие от Зенона, (см. ЗЕНОН из Китиона) считавшего влечения эпифеноменами суждений, Хрисипп (см. ХРИСИПП) отождествил их с суждениями, придав психологии законченный интеллектуалистический характер. Средняя Стоя провела платоническую коррекцию учения, допустив самостоятельное существование аффективного начала в душе.
Этика. Идеал добродетели
Этика —наиболее влиятельная часть учения, оказавшая универсальное влияние на все развитие этики от христианства вплоть до Канта, базируется на идее автаркии добродетели при аналитическом соединении понятий добродетели и счастья. Исходным пунктом теоретической этики можно считать созданную Зеноном (см. ЗЕНОН из Китиона) концепцию «первичной склонности», или «расположенности», устанавливающую «природные» масштабы целеполагания и долженствования: действия живого организма детерминированы стремлением к самосохранению. У разумного существа эта эгоистическая склонность с возрастом необходимо эволюционирует через «расположенность» к близким до уважения себя и других как носителей разума в масштабах всего мира. Конечной нравственной целью является жизнь согласно разумной природе, тождественная счастью и добродетели («добродетели довольно для счастья»). Добродетель («разумность», или знание блага, зла и безразличного, применяемое практически)— единственное благо, ее противоположность — единственное зло; прочее безразлично, т. к. не имеет прямого отношения к добродетели. Безразличному соответствует «надлежащее», т. е. действие «природно» оправданное и целесообразное для всякого живого организма, но лишенное подлинно нравственного характера. Нравственное действие (высший уровень «надлежащего», на котором природа полностью реализует свой разумный потенциал), определено не инстинктивным здравым смыслом, а моральным отношением к действию. Воплощением идеала добродетельности является мудрец. Будучи внутренне автономен (добродетель — единственное, что «зависит от нас»), он обладает непогрешимым интеллектуально-нравственным настроем, соответствующим идеалу апатии (см. АПАТИЯ), и принимает свою «судьбу» как проявление благого промысла: знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности. Целью мудреца является его собственное совершенство, подобное совершенству космоса и выраженное в действии: мудрец имеет друзей, участвует в делах общества и т. п. Самоубийство рекомендовалось при обстоятельствах, делающих невозможным идеально-нравственное поведение. Конкретные нравственные предписания составляли основной предмет практической этики (моралистики).
О государстве и праве
Ригористическая посылка этики — все, что не благо, есть зло; каждый, кто не мудр, порочен — вступала в неизбежное противоречие с абсолютизацией исходной «природной» основы всякого действия. После Хрисиппа (особенно в Средней Стое) были сделаны попытки, не отказываясь от первоначального ригоризма, ввести «предпочитаемое» в сферу нравственного целеполагания, а также признать нравственное достоинство за «продвигающимися» к добродетели, — что открывало путь к синтетическому соединению добродетели и счастья. Но несмотря на все попытки обосновать нравственную автономию с помощью своеобразной «космодицеи», «царство свободы» было (в силу недостаточного формализма этической теории) принесено в жертву природе, которая выступает общей основой этики и права. Поэтому теория государства и права, формально не входящая в состав этики, по сути является ее продолжением, т. к. восходит к теории «первичной склонности». Учение о «космополисе» как мировом сообществе разумных существ, основанном на принципе справедливости как норме «естественного права», свидетельствует об оформлении нового для античности политико-правового мышления, оказавшего универсальное влияние на развитие европейского правового сознания.
Эволюция стоицизма
Эволюция стоицизма отражает скрытые тенденции учения. В Раннем стоицизме логико-онтологическая проблематика неизменно присутствует на первом плане. Средний стоицизм трансформирует догматику (преимущественно антропологию и этику), включая в нее платонические и перипатетические элементы; логико-онтологическая проблематика постепенно отходит на задний план. В Позднем стоицизме теоретизирование окончательно ограничивается этикой, которая все более эволюционирует к моралистике; в таком виде он на время становится ведущей «философской идеологией» Римской империи. Параллельно происходит широкая диффузия стоической терминологии и догматики, знаменующая конец стоицизма: как практическая философия стоицизм не выдержал соперничества с христианством, а как теоретическая — с возрождавшимся платонизмом (см. ПЛАТОНИЗМ).
Влияние стоицизма
Стоицизм оказал заметное влияние на христианскую тео-космологию, антропологию и этику (апологеты (см. АПОЛОГЕТЫ), Климент Александрийский (см. КЛИМЕНТ Александрийский), Тертуллиан, (см. ТЕРТУЛЛИАН) Немесий (см. НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ), Августин (см. АВГУСТИН Блаженный)), на мыслителей арабского средневековья, а затем — на ренессансный «натурализм» и новоевропейскую философию (Декарт (см. ДЕКАРТ Рене), Спиноза (см. СПИНОЗА Бенедикт), английский эмпиризм, Просвещение (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)); теории государства и права 16—18 вв.); особым феноменом является программный «неостоицизм» 16—17 вв. (Липпс (см. ЛИППС Теодор), Дю Вер, Шаррон (см. ШАРРОН Пьер)), реанимированный в нач. 20 в. (Луазель). В настоящее время стоицизм вновь начинает рассматриваться как источник продуктивных философем (Делез (см. ДЕЛЕЗ Жиль) и др.).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "стоицизм" в других словарях:

  • СТОИЦИЗМ — учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. История С. традиционно делится на три периода: ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3 2 вв. до н.э.), средняя стоя… …   Философская энциклопедия

  • СТОИЦИЗМ —     СТОИЦИЗМ учение одной из наиболее влиятельных философских школ Античности, основанной ок. 300 до н. э. Зеноном изКития; название «Стоя» происходит от названия «Расписного Портика» (Στοὰ Ποικίλη) в Афинах, где преподавал Зенон.… …   Античная философия

  • СТОИЦИЗМ — (греч. от stoikizo принадлежать к секте стоиков). Философия Зенона, получившая название от портика (stoa портик), на котором собирались его ученики; отличалась особенною строгостью нравов, придерживаясь правила: живи по закону разума, всегда… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Стоицизм —  Стоицизм  ♦ Stoicisme    Древняя философская школа, основанная Зеноном из Китиона. Была переосмыслена и обновлена Хрисиппом, а дальнейшее развитие получила благодаря Сенеке, Эпиктету и Марку Аврелию. Своим названием школа обязана не основателю,… …   Философский словарь Спонвиля

  • стоицизм — а, м. stoicisme, нем. Stoizismus. По названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон. СИС 1954. 1. Направление в античной философии, требовавшее сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости и господства человека… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СТОИЦИЗМ — [от греческого stoa портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3 2 вв. до нашей эры) Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2 1 вв. до нашей эры)… …   Современная энциклопедия

  • Стоицизм — [от греческого stoa портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3 2 вв. до нашей эры) Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2 1 вв. до нашей эры)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СТОИЦИЗМ — СТОИЦИЗМ, стоицизма, мн. нет, муж. (от греч. stoikos стоик). 1. Рационалистическое философское учение в древней Греции и Риме (ист. филос.). 2. перен. Твердость в жизненных испытаниях, стойкость, способность противостоять соблазнам (книжн.… …   Толковый словарь Ушакова

  • стоицизм — см. стойкость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. стоицизм сущ., кол во синонимов: 9 • …   Словарь синонимов

  • СТОИЦИЗМ — (Stoicism) Написанное с заглавной буквы, это слово обозначает философию Зенона (около 300 г. до н.э.) и его последователей. Стоики считали, что все в мире предопределено необходимостью и ко всему поэтому надо относиться спокойно. Это последнее… …   Политология. Словарь.

  • СТОИЦИЗМ — одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»