- Ринальди Антонио
- Рина́льди Антонио(Rinaldi) (около 1710 — 1794), архитектор. По происхождению итальянец. С 1751 работал в России. Павильон «Катальная горка» (1762—74) и Китайский дворец (1762—1768) в Ораниенбауме связаны с традициями архитектуры стиля рококо. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768—85), дворец в Гатчине (1766—81) — переход к классицизму.* * *РИНАЛЬДИ АнтониоРИНА́ЛЬДИ (Rinaldi) Антонио [1709/1710, близ Неаполя — 10 апреля (по другим сведениям, 10 февраля), 1794, Рим], итальянский архитектор. С 1751 работал в России. Его постройки в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) связаны с традициями архитектуры стиля рококо (см. РОКОКО), в Петербурге — с переходом к классицизму (см. КЛАССИЦИЗМ).
Малороссия
Учился у известного архитектора Луиджи Ванвителли (1700—73), в постройках которого принимал участие. Наиболее известные из них — собор монастыря св. Магдалины в Пезаро и Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя — выдающееся произведение позднего итальянского барокко (см. БАРОККО).
В 1751 Ринальди заключил договор и поступил на службу к гетману Малороссии Кириллу Разумовскому (см. РАЗУМОВСКИЙ Кирилл Григорьевич). Годовой оклад зодчего по договору составлял тысячу рублей в год. Перед отъездом в Россию посетил Англию.
В Батурине Ринальди должен был построить новую столицу богатого края и дворец-резиденцию правителя Украины, кроме того, спроектировать дворец Разумовского в Глухове. Что из этих планов удалось воплотить в жизнь осталось неизвестным, никаких построек не сохранилось.
Придворный архитектор. Ораниенбаум
В 1754 Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть наследника престола и его супруги, будущей императрицы Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), после ее воцарения — ведущим архитектором Петербурга. Первое десятилетие пребывания в Петербурге Ринальди занимался строительством дворца Петра III (см. ПЕТР III Федорович) в Ораниенбауме (1758—62), Оперного дома, Китайского дворца (1762—68) и Катальной горки (1762—74).
Павильон Катальной горки — 3-этажная, увенчанная куполом постройка с открытыми галереями и декором в стиле рококо — удивительно пропорционален и прекрасно вписывается в окружающую природную среду. Высота этого уникального сооружения 33 м.
Китайский дворец (1762—68), памятник рококо в русской архитектуре, отличается легкостью и изяществом. Здание состоит из анфилады залов с изысканными интерьерами (в оформлении парадных залов использованы стилизованные мотивы китайского искусства). Особую нарядность центральному Овальному залу придают стены, отделанные искусственным мрамором.
Мраморный дворец
Ринальди стал зачинателем использования естественного камня в отделке зданий в широких масштабах. В 1768—85 в Петербурге был построен знаменитый Мраморный дворец, отделанный снаружи и изнутри мраморами русских пород, добытыми вблизи Ладожского и Онежского озер. Оттенки мрамора 32 сортов подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью.
Мраморный дворец завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ). Он отличается характерной для классицизма спокойной сдержанностью наружного облика, простотой членений и четкостью объемов. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец (1766—81) — образец раннего русского классицизма. При его оформлении Ринальди проявил большое поэтическое чутье, понимание русской природы и красоты неброского на первый взгляд пудоского камня (местного известняка), который использовал для облицовки фасадов дворца. Внутренняя отделка, выполненная по проектам Ринальди и В. Ф. Бренны (см. БРЕННА Виктор Францевич) русскими мастерами, отличается роскошью (наборные паркеты, живописные плафоны, лепные украшения и т. п.) и контрастирует со сдержанной внешней архитектурой дворца.
Красота дворца постигается в единстве с обширным пейзажным парком, необычным по планировке, украшением которого являются живописные озера и пруды.
Исаакиевский собор
В 1768—02 в Петербурге на вновь созданной городской площади был сооружен первый Исаакиевский собор (см. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР) — главный собор новой столицы. Ринальди выполнил превосходную модель собора, которая хранится в музее Академии художеств. Строительством руководил архитектор В. Ф. Бренна (не завершен; в 1818—58 построен новый по проекту А. А. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович)).
Последние годы в России
Работал Ринальди и в Царском Селе, где по его проектам были выстроены Китайский театр и Китайский павильон, а также сооружены монументы славы русского оружия: Чесменская колонна (1771—78), Орловские (Гатчинские) ворота (1777—78; решетка — 1787, по проекту Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо)) и др. Самым известным является памятник победы над турецким флотом — ростральная Чесменская колонна.
Строительство промышленного сооружения, пеньковых складов на Тучковом буяне (1764—74) — заметная веха в творчестве мастера. По проектам Ринальди ставились и верстовые столбы. Их изготавливали из разноцветным мраморов и гранита в мастерских «Конторы строения Исаакиевской церкви». Они отличались разнообразием форм и гармоничными пропорциями.
Более тридцати лет жизни отдал Ринальди русской архитектуре. Его отъезд был ускорен трагическим случаем — он упал с лесов строящегося Большого театра в Петербурге. Продав дом и все имущество, в 1784 Антонио Ринальди навсегда покинул Россию. Поселился в Риме, где и скончался в 1794. Русское правительство выплачивало зодчему ежегодную пенсию в тысячу рублей.
Энциклопедический словарь. 2009.