Клодт Пётр Карлович

Клодт Пётр Карлович
Клодт Пётр Карлович
(1805—1867), российский скульптор. Анималистические монументальные и камерные станковые произведения отмечены характерной для пластики классицизма лаконичной ясностью формы, точностью передачи повадок животных, главным образом лошадей (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849—50).
* * *
КЛОДТ Петр Карлович
КЛОДТ Петр (Петер) Карлович [24 мая (5 июня)1805, Петербург — 8 (20) ноября, мыза Халала, Финляндия], российский скульптор прославившийся своими бронзолитейными работами.
Путь к успеху
Родился в семье К. Ф. Клодта фон Юргенсбурга, немца, состоявшего на русской военной службе (к тому времени в чине генерал-майора). Клодт-старший был также и художником-любителем, привившим сыну любовь к искусству.
Окончив Артиллерийское училище в Петербурге (куда поступил в 1822), прослужил недолго и в 1828 вышел в отставку, все больше увлекаясь изобразительным творчеством (с особым удовольствием рисовал лошадей или резал из дерева их фигурки). Два года занимался самостоятельно, работая с натуры и копируя произведения античной пластики, а в 1830 стал вольнослушателем Академии художеств. В 1838 получил звание ее профессора и занял должность заведующего литейной мастерской.
В 1833 исполнил (из кованой меди) первое свое крупное монументально-декоративное произведение, — шестерку коней, впряженных в колесницу Славы на аттике Нарвских ворот. Снискал симпатию императора Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) своей воистину воинской дисциплиной и умением оперативно выполнять ответственные правительственные заказы. Но Николаю, художественные вкусы которого Клодт в значительно мере обобщенно воплощал, импонировала, несомненно, и сама творческая манера Клодта, его строгий, но в то же время весьма эффектный, полный парадного величия классицизм.
Мастер работал как по чужим моделям, так и по собственным эскизам, чаще всего рассчитывая на перевод финального варианта в бронзу. Популярными символами северной столицы стали самые известные его произведения — четыре группы укротителей коней для Аничкова моста (1833—1840). В процессе работы мастер сам освоил литейное дело, после того как внезапно умер его постоянный сотрудник В. П. Екимов, выдающийся знаток художественного литья (1838). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями-Диоскурами, композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного разума, усмиряющего стихийное буйство, идеей, весьма актуальной в тот период, когда целый ряд стран Европы был охвачен революционным брожением. Копии этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе.
Круг произведений
В 1845—1850-е гг. оформил своими рельефами (на тему «Лошадь на службе у человека») служебный корпус Мраморного дворца, построенного А. П. Брюлловым (см. БРЮЛЛОВ Александр Павлович). Торжественно патетичен созданный под его руководством (по модели В. И. Демута-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович)) киевский памятник князю Владимиру, «равноапостольному» крестителю Руси (1853). К этим произведениям близки по стилистике конный монумент Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге (совместно со скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым; архитектор А. А. Монферран (см. МОНФЕРРАН Август Августович); 1856—1859), достаточно импозантный и сам по себе, он к тому же представляет собой и настоящий инженерный шедевр, укрепленный сзади лишь на двух опорах и благодаря этому буквально «парящий» в воздухе, а также многочисленные бронзовые рельефы для Исаакиевского собора (см. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР) (1844—1847).
Напротив, в знаменитом памятнике баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду (см. ЛЕТНИЙ САД) (1848—1855) проступили черты более приватного и непринужденного («бидермейеровского (см. БИДЕРМЕЙЕР)») романтизма; добрый «дедушка Крылов» задумался здесь над рабочей тетрадью, возвышаясь над живописными группами своих героев, представленных в технике высокого рельефа на пьедестале. Тонкое искусство лепки ярко проявилось в малоформатных, «кабинетных» композициях Клодта («Русский витязь», 1851; и др.), их тиражные отливки до сих пор пользуются большой популярностью среди коллекционеров. Выполнял также и модели для каслинского литья (см. КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Клодт Пётр Карлович" в других словарях:

  • Клодт Пётр Карлович —         Клодт фон Юргенсбург (1805 1867), русский скульптор. С 1829 посещал классы петербургской АХ. С 1838 был профессором и заведовал литейной мастерской АХ. В своих монументальных произведениях и мелкой пластике, относящихся преимущественно к… …   Художественная энциклопедия

  • Клодт Пётр Карлович —       (1805 1867), скульптор. Учился в АХ (1829 33); Академик и профессор (с 1838). Заведовал литейной мастерской АХ (с 1838). Мастер монументальной и станковой пластики (сочетал мастерство скульптора и литейщика), один из основоположников… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Клодт Пётр Карлович — П. К. Клодт. Одна из групп «Укрощение коня» на Аничковом мосту. П. К. Клодт. Одна из групп «Укрощение коня» на Аничковом мосту. Санкт Петербург. Клодт Пётр Карлович (Клодт фон Юргенсбург) (1805—1867), скульптор. Учился в АХ (1829—33);… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Клодт, Пётр Карлович — Пётр Карлович …   Википедия

  • Клодт Пётр Карлович — Пётр Карлович Клодт Портрет Клодта в последние годы жизни Имя при рождении: Peter Clodt von Jürgensburg Дата рождения: 8 июня 1805 Место рождения …   Википедия

  • Клодт, Пётр Карлович — П.К. Клодт. Укрощение коня . Группа на Аничковом мосту в Санкт Петербурге. Бронза. Клодт, Петр Карлович КЛОДТ Петр Карлович (1805 67), скульптор, представитель позднего русского классицизма. В монументальных произведениях и в мелкой пластике… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Клодт фон Юргенсбург — Описание герба: см. текст …   Википедия

  • Клодт — Клодт: Клодт фон Юргенсбург  российский баронский род. Представители Клодт фон Юргенсбург, Карл Фёдорович  (1765 1822)  российский военачальник, генерал майор; отец П. К. Клодта. Клодт фон Юргенсбург, Николай… …   Википедия

  • Клодт — Пётр Карлович (1805, Санкт Петербург – 1867, мыза Халала, Финляндия), русский скульптор, представитель классицизма. Родился в семье генерал майора К. Ф. Клодта. Окончил артиллерийское училище в Санкт Петербурге, в кон. 1820 х гг. вышел в отставку …   Художественная энциклопедия

  • Клодт Петр Карлович — Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович [24.5(5.6).1805, Петербург, ‒ 8(20).11.1867, мыза Халала, Финляндия, похоронен в Петербурге], русский скульптор и литейный мастер. С 1829 посещал классы петербургской Академии Художеств, где с 1838 был… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»