- Клодт
- КлодтПётр Карлович (1805, Санкт-Петербург – 1867, мыза Халала, Финляндия), русский скульптор, представитель классицизма. Родился в семье генерал-майора К. Ф. Клодта. Окончил артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, в кон. 1820-х гг. вышел в отставку. Учился в Петербургской академии художеств (с 1829 г.). С 1839 г. – профессор АХ, руководитель академической литейной мастерской.
П. К. Клодт. «Кобыла с жеребёнком». Бронза. 1854–55 гг. Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Омск
В отличие от многих скульпторов, Клодт не только лепил модели для своих статуй, но и сам отливал их в бронзе. Бывший кавалерист, он был великолепным знатоком лошадей, которых больше всего любил изображать в своих произведениях. Самая знаменитая его работа – четыре скульптурные композиции «Укротители коней» (1838–50), установленные на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В каждой из групп передана победа мужественного и сильного человека над диким животным. Скульптор добивается строгой уравновешенности объёмов, красоты и плавности силуэтов, характерных для пластики классицизма. Клодт также исполнил модели статуй лошадей для колесницы Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге (1831–32), для квадриги Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве (1855). Он является одним из авторов монумента Николаю I в Санкт-Петербурге (совместно со скульпторами Р. К. Залеманом, Н. А. Рамазановым и др.; 1859), бронзовых рельефов для Исаакиевского собора (1844–47) и Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца (1846–47).
П. К. Клодт. «Укротители коней». Бронза. 1838—50 гг. Аничков мост. Санкт-Петербург
В 1855 г. в Летнем саду в Санкт-Петербурге был установлен выполненный Клодтом памятник И. А. Крылову. Скульптор придал монументу подчёркнуто камерный характер: знаменитый баснописец сидит, погрузившись в книгу. На пьедестале памятника – барельефы, в которых изображены персонажи из басен Крылова. Клодт принимал участие в работе над памятником князю Владимиру Святому в Киеве (1833–53) в соавторстве с В. И. Демут-Малиновским. Тонкое мастерство лепки ярче всего проявилось в малоформатных, «кабинетных» композициях с лошадьми; их тиражные отливки с восковых моделей до сих пор пользуются большой популярностью среди коллекционеров.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.