импрессионизм

импрессионизм
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ -а; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 - начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский э. Манера импрессионизма. И. в музыке.
Импрессиони́стский (см.).
* * *
импрессиони́зм
(от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870—80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX — начала XX вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).
* * *
ИМПРЕССИОНИЗМ
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), О. Ренуар (см. РЕНУАР Огюст), Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар) внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
В 1870—80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне (см. МОНЕ Клод), К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), А. Сислей (см. СИСЛЕЙ Альфред) выработали последовательную систему пленэра (см. ПЛЕНЭР); работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер (см. УИСТЛЕР Джеймс), немецкие — М. Либерман (см. ЛИБЕРМАН Макс), Л. Коринт (см. КОРИНТ Ловис), русские — К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), И. Э. Грабарь (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович)), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден (см. РОДЕН Огюст), итальянский — М. Россо (см. РОССО Медардо), русский — П. П. Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Паоло) ). Для музыкального импрессионизма кон. 19 — нач. 20 вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "импрессионизм" в других словарях:

  • Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… …   Литературная энциклопедия

  • Импрессионизм —         (франц. impressionnisme, от impression впечатление), направление в искусстве последней трети XIX начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860 х начала 70 х гг. Название импрессионизм возникло после выставки 1874, на которой… …   Художественная энциклопедия

  • импрессионизм — а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Почему, например, у великого… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — [фр. impressionnisme < impression впечатление] направление в искусстве и литературе, отражающее субъективные переживания, настроения и впечатления автора в связи с тем, что он изображает. Появилось на рубеже XIX XX вв. Получило свое название по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Импрессионизм —     ИМПРЕССИОНИЗМ. Конец 19 века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства, в особенности, в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от французского слова impression, что значит впечатление. Под этим… …   Словарь литературных терминов

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860 х начала 70 х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал… …   Современная энциклопедия

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — (от франц. impression впечатление) направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Импрессионизм — (от франц. impression впечатление) Направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И.: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Манэ,… …   Энциклопедия культурологии

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — ИМПРЕССИОНИЗМ, импрессионизма, мн. нет, муж. (франц. impressionisme) (иск.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — ИМПРЕССИОНИЗМ, а, муж. Направление в искусстве конца 19 начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. | прил. импрессионистский, ая, ое и импрессионистический, ая, ое. Толковый… …   Толковый словарь Ожегова

  • импрессионизм — сущ., кол во синонимов: 1 • направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»