- грузовой автомобиль
- грузово́й автомоби́ль
-
автомобиль для перевозки различных грузов или установленного на нём оборудования. Классификация грузовых автомобилей характеризуется их грузоподъёмностью, типом кузова, компоновкой и назначением. По грузоподъёмности грузовые автомобили различают особо малой (до 1 т), малой (1–2 т), средней (2–5 т), большой (5—20 т) и особо большой грузоподъёмности (св. 20 т). Наибольшая грузоподъёмность у карьерных самосвалов: серийно выпускаются машины грузоподъёмностью 200 т, а экспериментальные образцы имеют и более значительные показатели. Из кузовов наиболее распространены платформы с открывающимися бортами. Часто применяются специализированные кузова: самосвальный, цистерна, фургон, изотермический кузов, контейнеровоз, цементовоз и т. п. К грузовым автомобилям с установленным оборудованием относятся пожарные машины, передвижные электростанции, автокраны, бетономешалки и т. п.Различия схем компоновки грузовых автомобилей заключаются в основном во взаимном расположении кабины и двигателя. Традиционная схема с расположением кабины позади двигателя – капотная – обеспечивает оптимальное распределение веса по осям автомобиля, доступность двигателя и удобный вход в кабину. Однако такой автомобиль имеет сравнительно большую длину и ограниченный передний обзор. Схема с кабиной, частично надвинутой на двигатель, существенно улучшает передний обзор, но уменьшает ширину дверного проёма и внутренний объём кабины. Автомобиль с кабиной, расположенной над двигателем, имеет наименьшую длину и хорошую манёвренность. Но это преимущество в сочетании с хорошим обзором достигается немалой ценой. Кожух двигателя, торчащий в центре кабины, ограничивает её внутренний объём и не позволяет разместить трёхместное сиденье. Водитель, сидящий на колесе, испытывает большую вибрацию и тряску. Требуются специальные устройства, компенсирующие этот вредный фактор. Доступ к двигателю совсем неудобен, приходится делать кабину откидывающейся вперёд, что усложняет её конструкцию. Вход в кабину расположен слишком высоко. Компоновочная схема с кабиной впереди двигателя даёт возможность вернуться к плоскому полу кабины и трёхместному сиденью, да и входить в кабину удобнее.Компоновка грузовых автомобилей:а – капотная; б – кабина частично надвинута на двигатель; в – кабина над двигателем; г – кабина перед двигателемПо назначению грузовики делятся на универсальные (общего назначения) с кузовом в виде платформы с открывающимися бортами и специализированные. Как правило, на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъёмности устанавливают бензиновые двигатели внутреннего сгорания, на большегрузных автомобилях – дизельные. Трансмиссия грузовых автомобилей может быть механической, автоматической, электромеханической. В ходовой части всё большее распространение получают автоматизированное рулевое и тормозное управление, совершенные системы подрессоривания с пневматическими и гидропневматическими регулируемыми упругими элементами, модифицирующиеся схемы компоновки (напр., у порожнего трёхосного автомобиля приподнимается задняя ось, и он превращается в двухосный). Широко применяется также вторичное подрессоривание, при котором кабина, а зачастую и сиденье водителя устанавливаются на собственных упругих элементах, что обеспечивает необходимые комфортные условия на рабочем месте. Кабины тягачей, предназначенных для дальних перевозок, оборудуются спальными местами, установками микроклимата, навигационными системами.
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
.