Грузовой автомобиль

Грузовой автомобиль
        характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой (См. Колёсная формула) и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.
         По грузоподъёмности Г. а. делят на следующие классы: особо малой грузоподъёмности — до 1 т; малой грузоподъёмности — 1—2 т; средней грузоподъёмности — 2—5 т (рис. 1); большой грузоподъёмности — свыше 5 m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис. 2) — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями (См. Весовые ограничения) автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11 м и 12 м — автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина — 2,5 м, а высота — 3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.
         По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные — с кузовами специального назначения (Самосвалы, Фургоны, Рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
         Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. — «кабина за двигателем» и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.
         Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей (См. Легковой автомобиль) или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей (См. Главная передача), тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители (См. Тормоз-замедлитель), рулевое управление с гидравлическими усилителями.
         Основные параметры некоторых современных Г. а. даны в таблице.
         Параметры грузовых автомобилей
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Параметры                                       | Грузоподъемность автомобиля, т                                                                                      |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                                                         | до 1,0          | 1,5                 | 3                    | 5                    | 8                    | 12                  |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Минимальная площадь                     | —                | 3000х1900      | 3800х2200      | 4500х2200      | 5200х2200      | 7000х2200      |
        | платформы, мм                                |                    |                      |                      |                      |                      |                      |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Погрузочная высота не более, мм     | 900              | 1150              | 1200              | 1200              | 1400              | 1400              |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Минимальный дорожный                   | 175              | 200                | 240                | 260                | 270                | 270                |
        | просвет, мм                                      |                    |                      |                      |                      |                      |                      |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Интенсивность разгона до скорости  | 15               | 15                  | 15                  | 25                  | 25                  | 35                  |
        | 50 км/ч, сек                                      |                    |                      |                      |                      |                      |                      |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Максимальная скорость, км/ч           | 110              | 100                | 90                  | 90                  | 85                  | 75                  |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Коэффициент собственного веса      | 1,25             | 1,15               | 0,8                 | 0,7                 | 0,65               | 0,65               |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Размеры шины, дюймы (профиль     | 6,00—13      | 8,40—15        | 7,00—18        | 7,50—20        | 8,25—20        | 11,00—20       |
        | шины—диаметр обода)                     |                    |                      |                      |                      |                      |                      |
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
         К основным моделям Г. а., выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), «Урал-377» (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).
         Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности основное внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину (См. Газовая турбина). Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.
         Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.
         Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3 éd., P., 1953.
         Л. Л. Афанасьев.
        Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).
        Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).
        
        Грузовой автомобиль «Лейланд» (Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18 т.
        Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).
        Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).
        
        Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540).
        
        Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Грузовой автомобиль" в других словарях:

  • Грузовой автомобиль — (разг. грузовик)  автомобиль, предназначенный для перевозки грузов. Содержание 1 Развозные грузовики …   Википедия

  • грузовой автомобиль — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN lorry A large motor vehicle designed to carry heavy loads, especially one with a flat platform. (Source: CED) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en]… …   Справочник технического переводчика

  • грузовой автомобиль для перевозки труб на трассу трубопровода — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN pipe stringing truck …   Справочник технического переводчика

  • грузовой автомобиль для перевозки цемента россыпью — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN cement bulk truck …   Справочник технического переводчика

  • грузовой автомобиль с лебёдкой для работ в скважине — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN wireline truck …   Справочник технического переводчика

  • грузовой автомобиль — автомобиль для перевозки различных грузов или установленного на нём оборудования. Классификация грузовых автомобилей характеризуется их грузоподъёмностью, типом кузова, компоновкой и назначением. По грузоподъёмности грузовые автомобили различают… …   Энциклопедия техники

  • ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ — характеризуется конструктивной схемой, грузоподъёмностью, видом перевозок, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). По конструктивной схеме различают одиночные Г. а. и автопоезда (тягач с прицепом,… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Грузовой автомобиль — Транспортный автомобиль для перевозки грузов, имеющий кузов общего назначения (бортовая платформа) или специализированный кузов (цистерна, фургон и т. д. ) …   Автомобильный словарь

  • буксирный грузовой автомобиль — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN towing trucktraction truck …   Справочник технического переводчика

  • Автомобиль — или самодвижущаяся повозка. Идея такой повозки появилась еще въ XVII в. во Франціи, и въ Парижскомъ музеѣ Conservatoire Des Arts et Metiers до наст. времени хранится механич. парная повозка, построен. для воен. цѣлей въ 1769 г. Въ 1800 г. въ… …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»