- троллейбус
- тролле́йбус
-
вагон на пневмоколёсном ходу с приводом от электродвигателя, получающего ток через подвесные (троллейные) провода и штанговые токосъёмники. Работы по созданию троллейбусов проводились в Германии ещё в нач. 80-х гг. 19 в. В России днём рождения этого нового вида транспорта считается 31 марта 1902 г., когда в Санкт-Петербурге инженером П. А. Фрезе был испытан первый троллейбус. Но дальнейшего развития это начинание не получило. Продолжение истории нового вида транспорта относится к 1933 г., когда на улицы Москвы выехал троллейбус марки «ЛК-1». Движение по первому маршруту от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол») открылось 15 ноября 1933 г. С 5 августа 1936 г. стала использоваться ещё одна модель – ЯТБ-1 Ярославского завода, на котором с 1938 г. выпускалась и несколько экзотическая модель ЯТБ-3. Это была двухэтажная трёхосная машина, которая курсировала по улицам Москвы до 1948 г. В 1960—70-е гг. троллейбусные линии появились почти во всех крупных городах. Используется троллейбус и на междугородных маршрутах (напр., на линии Симферополь – Ялта).ТроллейбусСовременный троллейбус относится к числу наиболее экономичных и экологически безопасных видов транспорта. Пассажировместимость 70—140 человек. Большинство троллейбусов выпускается в двухосном исполнении с двух – или трёхдверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками применяются многоосные сочленённые троллейбусы. Питание электроэнергией от контактной сети осуществляется через токосъёмник, расположенный на крыше. Напряжение в контактной сети 550 В. В состав электрооборудования троллейбуса входят тяговые электродвигатели, вспомогательные электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. На троллейбусах российского производства применяются двигатели смешанного возбуждения, приспособленные к рекуперативному электрическому торможению (с возвратом электроэнергии в контактную сеть). К механической части троллейбуса относятся трансмиссия, ходовая часть и органы управления. Троллейбус сочетает преимущества трамвая и автобуса, но уступает последнему в манёвренности.
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
.