- Троллейбус
- Троллейбус
-
Петербург — родина отечественного Т. 31 марта 1902 петербургским инженером П. А. Фрезе испытан первый Т. Движение Т., связавшего Красную площадь (ныне площадь Александра Невского) и Благовещенскую площадь (ныне площадь Труда) (длина маршрута 5,8 км), было открыто 21 октября 1936. На линии работало 4 машины с интервалом 15—16 минут, которые перевозили в день свыше 8 тыс. пассажиров. Первые Т. были изготовлены на Вагоноремонтном заводе (ВАРЗ-1). Позже Ленинград стал обеспечиваться машинами производства Ярославского завода (ЯТБ-1 2 4), имевшими деревянный кузов (эксплуатировались до 1959). Для обслуживания Т. было приспособлено депо № 3 трамвайного парка имени Смирнова. В октябре 1940 вступил в строй новый троллейбусный парк на Сызранской улице. В 1940 Т. перевезён 41 млн. пассажиров. К 1941 в Ленинграде действовало 5 троллейбусных маршрутов протяжённостью 49,1 км, парк Т. составил 130 машин.
Движение Т. в блокадном Ленинграде было прервано 8 декабря 1941 из-за прекращения подачи электроэнергии. В феврале 1944 были начаты работы по возобновлению троллейбусного движения в Ленинграде, и в течение 50 дней были восстановлены многие километры контактных путей, 24 мая 1944 в Ленинграде возобновилось движение Т. по маршруту улица Сызранская — Главное Адмиралтейство, затем удалось восстановить движение по маршруту, проходящему через Невский проспект. В 1944 на линии работало только 16 Т., но уже в 1947 маршрутная сеть достигла довоенного уровня, а объём годовых перевозок составил 80 млн. человек. В эти же годы начато обновление парка машин. В конце 1946 в Ленинграде было построено 4 Т. нового поколения МТБ-82М, имевших цельнометаллический корпус и большую вместимость (65 человек); в дальнейшем эти Т. поставлялись в Ленинград Тушинским заводом (эксплуатировались до 1975). В 1948 вступил в строй Троллейбусный ремонтный завод (в 1975 объединён с ВАРЗ-1, образовав Завод по ремонту городского электротранспорта). После войны в Ленинграде построено 5 троллейбусных парков, в том числе совмещённый трамвайно-троллейбусный (1981). С 1960 троллейбусный парк Ленинграда начал пополняться машинами семейства ЗИУ производства завода имени Урицкого в г. Энгельсе. В конце 1982 на улицах Ленинграда появились первые троллейбусные поезда, состоящие из двух Т., вмещающие до 250 пассажиров. К 1990 протяжённость одиночной эксплуатационной линии Т. составила около 700 км, троллейбусный парк насчитывал около 1,3 тыс. единиц. В 1990 было перевезено около 550 млн. пассажиров.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
.