- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
- Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Нисколько не умаляя значение клинических основ психотерапии, следует подчеркнуть, что психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т. е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.
Значимость теоретических и, прежде всего, психологических основ психотерапии также обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных методов, достаточно широко использующихся в психотерапевтической практике, но при этом далеко не всегда имеющих соответствующую теоретическую базу. Даже при обоснованности метода определенной теоретической концепцией она не всегда в полной мере осознается профессиональными психотерапевтами.
Однако именно теоретические представления, раскрывающие содержание понятий «норма» и «отклонение» («дефект», «патология»), и определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и позволяют целенаправленно и осознанно их осуществлять, а также создают базу для профессиональной подготовки психотерапевтов. В медицине существует четкое соответствие между представлениями о норме и патологии и системой воздействий (лечении), которая логически вытекает из этих представлений. Однако в психотерапевтической практике такое соответствие просматривается далеко не всегда, в то время как только понимание общих подходов, наличие четких представлений о теоретической основе, на базе которой осуществляются психотерапевтические воздействия, создают условия для эффективной психотерапевтической практики. И это является одной из наиболее существенных проблем современной психотерапии в России, поскольку такая ситуация препятствует как созданию эффективной системы подготовки психотерапевтов, так и собственно психотерапевтической практике.
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже ее единого определения, а число методов насчитывает более 500. Одни из них четко определяют психотерапию как сферу медицины, другие — акцентируют внимание на психологических аспектах. При этом следует отметить, что в отечественной традиции психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, в зарубежной — в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты. В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести следующие определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь. Здесь психотерапия понимается как «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека»; «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»; «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание» и т. д.
Определения, в большей степени фиксирующие психологические подходы, включают такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, когнитивные процессы, отношения, установки, эмоции, поведение и др. Психотерапия — это «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»; «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»; «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека и познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями» и т. д. В качестве определения, которое является довольно общим, но в какой-то мере объединяет эти два подхода, можно привести определение Кратохвила (Kratochvil S.): «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».
В определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), т. е. подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте, сколько на средствах воздействия. И та, и другая позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно означает лечение души (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение), указывает на объект воздействия. С другой стороны, в русском языке сходные по образованию термины (например, физиотерапия, фармакотерапия и пр.) обращают внимание не на объект, а на средства воздействия (фармакотерапия — лечение медикаментозными средствами). В этом случае термин «психотерапия» означает лечение психологическими средствами. Можно надеяться, что процесс развития психотерапии как научной дисциплины позволит уточнить и ее определение. Однако следует обратить внимание, что понятие «воздействие» необходимым образом входит в самые различные определения психотерапии.
Психотерапевтическое воздействие — это вид клинико-психологического вмешательства (интервенции), которое характеризуется определенными целями, соответствующим этим целям выбором средств воздействия (методов), функциями, теоретической обоснованностью, эмпирической проверкой и профессиональными действиями. Очевидно, что теоретическая обоснованность является стержневой характеристикой клинико-психологической (психотерапевтической) интервенции, поскольку именно теоретический подход определяет цели и средства, характер и специфику психотерапевтического воздействия.
В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. Концепция нормы — это представления о здоровой личности, т. е. психологическая концепция, которая определяет основные детерминанты развития и функционирования человеческой личности. Концепция патологии — это концепция личностных нарушений, концепция происхождения невротических расстройств, рассматривающая их в рамках соответствующих представлений о норме.
При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии — психодинамическое, поведенческое и «опытное» — соответственно трем основным направлениям психологии (психоанализу, бихевиоризму и экзистенциально-гуманистической психологии) и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. Различные направления психотерапии — это не только различные модели психологического вмешательства, но и различные психологические теории, различные концепции личности, которые, имея в своей основе определенные философские подходы со своим собственным взглядом на природу человека и пути к ее пониманию, оказывали влияние не только на психотерапевтическую практику, практику психологического вмешательства, но и на другие виды человеческой деятельности. (См. ДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ, ОПЫТНОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ).
Психодинамическое направление. В рамках психодинамического подхода, исходя из представлений об организации и механизмах функционирования психики и возникновения неврозов, был разработан лечебный метод, в котором прослеживается четкое соответствие психологической концепции психоанализа не только теории психоаналитической психотерапии, но и ее практике.
Психологическая концепция, концепция личности в психоанализе представляет собой реализацию психодинамического подхода, предполагающего рассмотрение психической жизни человека, психики с точки зрения динамики (взаимодействия, борьбы, конфликтов) ее составляющих (различных психических феноменов, различных аспектов личности) и их влияния на психическую жизнь и поведение человека. В качестве основной детерминанты личностного развития и поведения здесь рассматриваются бессознательные психические процессы, которые выступают в качестве движущих сил, определяющих и регулирующих поведение и функционирование человека. В целом, психическая жизнь человека рассматривается как выражение бессознательных психических процессов. Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного. Инстинкты понимаются как побудительные, мотивационные силы личности, как психическое выражение импульсов и стимулов, идущих от организма (и, в этом смысле, биологических), как психическое выражение состояния организма или потребности, вызвавшей это состояние. Целью инстинкта является ослабление или устранение возбуждения, удовлетворение потребности за счет определенного соответствующего поведения. Эта внутренняя стимуляция, с точки зрения Фрейда (Freud S.), является источником психической энергии, которая обеспечивает психическую активность человека (в частности, поведенческую активность). Поэтому инстинктивные побуждения и рассматриваются как мотивационные силы, т. е. мотивация человека направлена на удовлетворение потребностей организма, на редукцию напряжения и возбуждения, вызванного этими потребностями.
Рассматривая проблему организации психики и проблему личности, Фрейд создал две модели: топографическую (уровни сознания) и структурную (личностные структуры). Согласно топографической модели в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание (то, что осознается человеком в данный момент), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно легко может быть осознанно) и бессознательное (то, что не осознается в данный момент, и практически не может быть осознанно человеком самостоятельно; оно включает инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию). Более поздняя модель личностной организации — структурная. Согласно этой модели личность включает три структуры, три инстанции: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид является источником психической энергии, действует в бессознательном и включает базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Ид действует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится к немедленной разрядке напряжения. Эго (разум) направляет и контролирует инстинкты, осуществляет анализ внутренних состояний и внешних событий и стремится удовлетворить потребности Ид с учетом требований внешнего мира. Супер-Эго — это моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Оно формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет интернализации социальных норм, ценностей, стереотипов поведения и осуществляет контроль над поведением человека (самоконтроль). Таким образом, Ид стремится к немедленной разрядке напряжения и не соотносится с реальностью, Супер-Эго препятствует реализации этих желаний и стремится подавить их (согласно морально-этическому принципу), Эго, напротив, способствует осуществлению желаний Ид, но стремится соотнести их с реальностью, с требованиями и ограничениями социальной среды (согласно принципу реальности), становясь, тем самым, ареной борьбы между первичными потребностями (Ид) и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами (Супер-Эго). Следствием сильного давления на Эго является тревога как сигнал об опасности, сопровождающийся определенным уровнем напряжения. Она является функцией Эго и предупреждает Эго о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях безопасным, адаптивным способом. Фрейд выделял три типа тревоги: объективную или реалистическую (связанную с воздействиями внешнего мира), невротическую (связанную с воздействиями Ид) и моральную (связанную с воздействиями Супер-Эго). Невротическая тревога по сути является страхом перед наказанием за неконтролируемое проявление потребностей Ид и возникает в результате воздействия импульсов Ид и опасности, что они будут осознаны, но не могут контролироваться. Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы — определенные приемы, используемые Эго и направленные на снижение напряжения и тревоги. Функция защитных механизмов заключается в том, чтобы не допустить осознания инстинктивных импульсов, предохранить Эго от тревоги. Они являются неосознаваемыми и пассивными, в значительной степени искажают реальность и направлены вовнутрь — на снижение тревоги. В целом действие защитных механизмов оказывается неэффективным, т. к. они направлены не на активное преобразование и переработку конфликтов и проблем, а лишь на вытеснение их в бессознательное, «удаление» из сознания. Поэтому тревога снижается лишь на непродолжительное время и может привести к развитию невротического состояния.
Центральным содержанием общей концепции психологического происхождения неврозов в рамках психоанализа являются представления о невротическом конфликте. Фрейд рассматривал невротический конфликт как «переживания, возникающие в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, действующих одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». С точки зрения Фрейда, сущность невроза — это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта». Сознательный компонент — это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющиеся элементами Супер-Эго. Бессознательный — первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание Ид. Вытесненные в бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают его, и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (за счет сублимации), а если это невозможно или недостаточно, то в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз — это следствие конфликта между бессознательным (которое образуют вытесненные под влиянием моральным норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего, сексуальные и агрессивные) и сознанием. Однако следует отметить, что различные представители психоанализа по-разному понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта.
Исходя из такого понимания природы невротических расстройств, основная задача психотерапии в рамках психоанализа состоит в осознании бессознательного. Задача психотерапевта-психоаналитика состоит в том, чтобы вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, способствовать осознанию. Этой задаче подчинен и собственно метод. Психоаналитик строит процесс таким образом, чтобы облегчить проявление и понимание бессознательного, основываясь на теоретических представлениях психоанализа о способах и путях его выражения. Это и определяет содержание процесса, степень его структурированности, стратегию и тактику психотерапевта, его роль, позицию, уровень активности, интенсивность, частоту сеансов и пр. Согласно психологическим представлениям психоанализа бессознательное находит свое выражение в свободных ассоциациях, символических проявлениях бессознательного, переносе и сопротивлении. Для достижения осознания психоаналитик подвергает анализу именно эти психические феномены. Поведение психоаналитика детерминировано также теоретическими представлениями о переносе (как проекции) и его роли в процессе психоанализа (как способе проекции прошлых значимых отношений пациента в плоскость психотерапевтического взаимодействия). Именно эти психологические представления и определяют особое внимание к переносу. Для того чтобы создать условия для переноса, психоаналитик придерживается определенной стратегии поведения: ведет себя эмоционально нейтрально, создавая тем самым условия для проекции.
Перечисленные психические феномены (свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, перенос и сопротивление) подвергаются анализу в процессе психотерапии. Термин анализ предполагается ряд процедур (конфронтацию, прояснение, интерпретацию и преодоление), центральной из которых является интерпретация. Остальные процедуры либо ведут к интерпретации, либо направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной. В самом общем виде можно определить психоанализ как интерпретирующий (истолковывающий) анализ различных компромиссных образований сознания. Для Фрейда само по себе осознание истинных причин заболевания выполняет важнейшую терапевтическую функцию. Однако также существенным является интеграция «Я» всего того, что было ранее вытеснено и затем осознано в процессе психоанализа.
Таким образом, основным содержанием психоанализа как психотерапевтической системы является выявление и осознание бессознательного за счет анализа его символических проявлений, свободных ассоциаций, переноса и сопротивления. При этом психоанализ наглядно демонстрирует обоснованность каждого шага психоаналитика определенными теоретическими представлениями.
Поведенческое направление. Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Развитие методических подходов в рамках этого направления во многом связано с усложнением традиционной бихевиористской схемы «стимул— реакция» за счет введения промежуточных переменных — процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека, и отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению: от методов, направленных на изменение открытых форм поведения, непосредственно наблюдаемых поведенческих реакций (основанных, преимущественно, на классическом обусловливании и оперантном обусловливании) до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований (основанных на теориях социального научения, моделирования и когнитивных подходах). Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой клиническое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма.
Бихевиоризм, являясь психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине, фокусирует свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, что и определяет подход к проблеме здоровья и болезни. Здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, личность понимается как приобретенный человеком в течение жизни опыт. Норма в рамках этого подхода — это адаптивное поведение, а клинические симптомы или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение, как усвоенная неадаптивная реакция. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как нарушение поведения. Так, Вольпе (Wolpe J.) определяет невротическое поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального организма; Айзенк (Eysenck H. J.) и Рахман (Rachman S.) — как усвоенные образцы поведения, являющиеся в силу каких-либо причин неадаптивными. Адаптация является основной целью поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее ее, является патологическим. Нарушения поведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, т. е. представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации.
В соответствии с этими представлениями о норме и патологии основной целью психологических вмешательств, психотерапии в рамках поведенческого подхода является научение, т. е. замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых психологических моделей научения, разработанных бихевиоризмом. Различные методы поведенческой психотерапии концентрирует воздействие на отдельных элементах и комбинациях традиционной бихевиористской схемы «стимул-промежуточные переменные—реакция». В соответствие с этим в рамках поведенческой психотерапии можно выделить три подхода, связанных с тремя моделями научения.
Первый подход методически основан на классической парадигме И. П. Павлова, на классическом обусловливании и используют схему «S->R» и систематическую десенсибилизацию или другие приемы редукции симптома. В классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т. е. безусловного или условного раздражителя. Формирование условного рефлекса происходит в условиях смежности и повторения. Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем и подкрепляет его безусловным. После ряда повторений реакция ассоциируется с новым стимулом, прежде нейтральный безусловный стимул вызывает условную реакцию. Результатом научения по такой схеме является респондентное поведение — поведение, вызванное определенным стимулом. Подача подкрепления в данном случае связана со стимулом (S), поэтому данный тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозначается как научение типа S. Примером такого методического подхода может служить метод классической систематической десенсибилизации Вольпе. Можно назвать еще ряд феноменов, связанных с именем И. П. Павлова и используемых в поведенческой психотерапии: генерализация стимулов, различение стимулов (стимульная дискриминация), угашение.
Второй подход методически основан на оперантной парадигме Скиннера (Skinner В. F.) и используют схему «R->S» и различные виды подкрепления. Скиннер — один из виднейших представителей бихевиоризма, показал, что воздействие окружающей среды определяет поведение человека, он рассматривает в качестве главного фактора формирования человеческого поведения культуру, содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкреплений. С их помощью можно создавать и модифицировать человеческое поведение в нужном направлении. На таком понимании основаны методы модификации поведения, которые используются не только в психотерапевтической практике, но и в практике, например, воспитательных воздействий. Термины «инструментальное научение» и «оперантное обусловливание» означают, что реакция организма, которая формируется по методу проб и ошибок, является инструментом для получения поощрения и предполагает оперирование со средой, поведение есть функция его последствий. Согласно принципу оперантного обусловливания поведение контролируется его результатом и последствиями. Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. В соответствии со схемой оперантного обусловливания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайные проявления желательной реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом, стимул следует после поведенческой реакции, используется прямое подкрепление через поощрение и наказание. Результатом такого научения является оперантное научение, или оперант. Здесь подкрепляется не стимул, а реакция организма (R), именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное поведение (поведение типа R) — это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Примером такого методического подхода могут служить такие методы поведенческой психотерапии, как «жетонная система», а также некоторые виды тренинга.
Третий подход методически основан на парадигме научения по моделям, социального научения и использует разнообразные системы директивной психотерапии, целью которых является изменение многочисленных психологических параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные. В целом этот тип научения основан на представлениях, согласно которым человек обучается новому поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, на основании наблюдения за другими людьми, за счет процессов моделирования. Поэтому этот тип научения также называют моделированием или научением по моделям. Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это направление связано, прежде всего, с именем американского психолога Бандуры (Bandura А.), представителя медиаторного подхода. Научение по моделям оказывает следующее действие: а) наблюдатель видит новое поведение, которого ранее не было в его репертуаре, б) поведение модели усиливает или ослабляет соответствующее поведение наблюдателя, в) поведение модели имеет функцию воспроизведения, т. е. может быть усвоено наблюдателем. Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение. Бандура выделяет три основные регуляторные системы функционирования индивида: 1) предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом), 2) обратную связь (главным образом, в форме подкреплений последствий поведения) и 3) когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»), обеспечивающие контроль стимула и подкрепления. Если снова обратиться к основной формуле бихевиоризма S->r->s->R, (где r-s или r-s-r-s ... -r-s рассматриваются как промежуточные переменные), то очевидно, что здесь решающая роль в процессе научения принадлежит не подкреплению стимула или реакции организма, а воздействию на промежуточные (медиаторные) переменные. Научение в данном случае направлено на изменение более глубоких, закрытых психологических образований. В зависимости от того, какие психологические процессы рассматриваются в качестве медиаторов (преимущественно, это когнитивные и мотивационные процессы), и определяются психотерапевтические мишени. В настоящее время большую популярность и распространение приобрели когнитивные подходы, где в качестве промежуточных переменных, играющих важную роль в развитии нарушений, рассматриваются когнитивные процессы. В качестве примера таких подходов можно указать взгляды Бека (Beck А. Т.) и Эллиca (Ellis A.).
Так, Бек полагает, что психологические проблемы, эмоциональные реакции и клинические симптомы возникают за счет искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и обобщениях, т. е. между стимулом — S (ситуацией, внешним событием) и реакцией — R (неадаптивным поведением, эмоцией, симптомом) в качестве промежуточной переменной выступает когнитивный компонент (сознательная мысль). При эмоциональных расстройствах причиной длительных эмоций является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке. Результатом этого являются гипотезы, которые не подвергаются никакой критической проверке и воспринимаются как аксиомы, формируя неправильные представления о мире и самом себе — неадаптивные когниции или автоматические мысли, которые содержат большее искажение реальности, чем обычное мышление и, как правило, человек не понимает их содержание и их воздействие на эмоциональное состояние. Автоматические мысли выполняют регулирующую функцию, но, поскольку сами содержат значительные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию поведения, что приводит к дезадаптации. В качестве наиболее типичных искажений или ошибок мышления указывают фильтрование, поляризованность оценок, чрезмерную генерализацию, обобщение, персонализацию, ошибочное представление о контроле и ряд других. При этом подчеркивается, что автоматические мысли носят индивидуальный характер, но также существуют и специфические для определенных расстройств автоматизированные мысли. Так, депрессия связана с пессимистическим взглядом на себя и свое будущее, на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной сфере, тревога — с мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать, недооценивать, фобии — с мыслями об опасных событиях, которых нужно избегать, о невозможности общего контроля над ситуацией и т. д. Автоматические мысли специфичны и дискретны, они являются своего рода стенограммой и представлены в сознании человека в свернутом виде. Задача когнитивной психотерапии состоит в том, чтобы найти и вскрыть искажения мышления и исправить их. Человека можно обучить сосредоточиться на интроспекции и определить, как мысль связывает ситуацию, обстоятельства с эмоциональным ответом.
С точки зрения Эллиса между стимулом и реакцией также находится когнитивный компонент — система убеждений человека. Элис выделяет два типа когниции — дескриптивные, или описательные (информация о том, что человек воспринял в окружающем мире, — чистая информация о реальности), и оценочные (отношение к этой реальности, выражающееся в ее обобщенной оценке, — оценочная информация о реальности). Дескриптивные когниции связаны с оценочными, но связи между ними могут быть различной степени жесткости. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными когнициями формируют рациональную систему установок (убеждений), жесткие — иррациональную. Нормально функционирующий индивид характеризуется рациональной системой установок — системой гибких эмоционально-когнитивных связей, которая носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание или предпочтение. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и носят интенсивный характер, однако не захватывают его надолго и поэтому не блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки — это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений). Иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Невозможность реализовать иррациональные установки вызывает длительные, не адекватные ситуации эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида. С точки зрения Эллиса, эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в когнитивной сфере — иррациональными убеждениями или иррациональными установками.
Таким образом, все существующие методы поведенческой психотерапии непосредственно связаны с определенными психологическими теориями научения и представляют собой их практическое приложение. Поведение психотерапевта в данном случае также полностью определяется теоретической ориентацией: если задачи психотерапии состоят в научении, то роль и позиция психотерапевта должна соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора, активно вовлекающего пациента в совместную работу. Основная функция психотерапевта состоит в организации эффективного, научно-обоснованного процесса научения.
Гуманистическое (опытное) направление. Это направление в психотерапии весьма неоднородно, что находит выражение и в разнообразии терминов, которые используются для его обозначения, и связано с традиционным включением в это направление самых разнообразных психотерапевтических школ и подходов, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции собственного субъективного опыта и нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. При этом далеко не всегда эти подходы отчетливо имеют в своей основе собственно гуманистическую психологию. Однако, учитывая сложившуюся традицию и все же имеющуюся более или менее просматриваемую связь большинства подходов в рамках этого направления с гуманистической психологией, целесообразно использовать название «гуманистическое направление».
В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, понять которую путем анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним их фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации.
Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Важнейшими понятиями гуманистической психологии являются: самоактуализация (процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала), опыт (личный мир переживаний человека, совокупность внутреннего и внешнего опыта, то, что человек переживает и «проживает»), организм (как сосредоточение всего опыта переживаний), Я-концепция (самовосприятие, более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики), конгруэнтность — неконгруэнтность (степень соответствия между воспринимаемым «Я» и актуальным опытом переживаний, между субъективной реальностью человека и внешней реальностью, между Я-реальным и Я-идеальным). Важным условием для успешной реализации потребности в самоактуализации выступает наличие адекватного и целостного образа «Я», отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека и формирующегося в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта («открытость опыту»). Однако человек часто сталкивается с такими собственными переживаниями и собственным опытом, которые могут в большей или меньшей степени расходиться с представлением о себе. Способность или неспособность человека переработать новый опыт и интегрировать его связана с особенностями формирования Я-концепции в процессе воспитания и социализации, в частности с потребностью в положительном принятии (внимании). Отсутствие безусловного принятия со стороны родителей формирует искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ «Я» делает человека психологически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной повышенной психологической уязвимости или различных психических расстройств, в частности невротических нарушений.
Таким образом, в рамках этого подхода в самом общем виде невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности в самоактуализации, невозможности раскрыть смысл собственного существования, отчуждения человека от самого себя и от мира.
Разнообразные подходы в рамках гуманистического направления объединяет идея личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности. Эта цель может быть достигнута за счет переживания, осознавания, принятия и интеграции существующего опыта и нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но существуют различные представления о том, каким путем в ходе психотерапии происходит переживание и осознавание опыта, способствующие личностной интеграции. В соответствии с этим в «опытном» направлении иногда выделяют три основных подхода.
Основанием для отнесения той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного направления», по существу, являются представления о способах и путях интеграции опыта. Основным понятием в этом контексте является «встреча» (encounter) как соприкосновение разных миров: встреча с другими людьми, встреча с самим собой, встреча с Высшим началом. Теоретической основой первого подхода является собственно гуманистическая психология. В качестве основной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении самого себя в качестве самоактуализирующейся личности, в раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичности. Это происходит за счет развития в процессе психотерапии адекватного образа «Я», самопонимания и новых ценностей. Поэтому целью психологического вмешательства является создание условий, помогающих человеку пережить новый опыт, способствующий личностной интеграции, принятию и осознанию себя во всем своем многообразии, преодолению неконгруэнтности, росту аутентичности и спонтанности, освобождению скрытого творческого потенциала и способности к саморазвитию. Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения и переработки опыта и его интеграции, определяет и специфические особенности поведения психотерапевта. Психотерапевт этого направления последовательно реализует в ходе своей работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса: эмпатию, безусловное положительное отношение к пациенту и собственную конгруэнтность. Эмпатия понимается как способность психотерапевта встать на место пациента, «вчувствоваться» в его внутренний мир, понимать его высказывания так, как он сам это понимает. Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, независимо от того, какими качествами он обладает, независимо от того, болен он или здоров. Собственная конгруэнтность или аутентичность психотерапевта означает истинность поведения психотерапевта, поведение, соответствующее тому, каким он есть на самом деле. Эти три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», отчетливо связаны с психологической концепцией и, по сути, представляют собой «методические приемы», способствующие изучению пациента и достижению необходимых изменений. Гуманистическая психология под влиянием феноменологической традиции рассматривает познание другого человека только как процесс непосредственного обращения к его субъективному опыту. Этим определяется роль эмпатии как метода познания другого человека. Не имеет смысла изучать различные отдельные элементы, а необходимо попытаться понять человека как некую целостность. Эмпатия как «вчувствование» во внутренний мир пациента, погружение в его субъективный мир, субъективный опыт, представляет собой необходимый способ («метод») познания пациента. Безусловное положительное отношение к пациенту со стороны психотерапевта восполняет дефицит безусловного принятия со стороны родителей (фактора, препятствовавшего формированию целостного, адекватного образа «Я» и вызвавшего рассогласование между Я-концепцией и опытом) и создает перспективу развития адекватного образа «Я». Аутентичность или конгруэнтность психотерапевта показывает пациенту преимущества открытости, спонтанности, искренности, помогая ему освободиться от «фасадов». Такие отношения с психотерапевтом пациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает открыто говорить о своих чувствах. Искаженный ранее по механизму защиты опыт теперь воспринимается более точно, пациент становится более «открытым опыту», который ассимилируется и интегрируется «Я», что способствует увеличению конгруэнтности между опытом и Я-концепцией. У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации, личность начинает приближаться к своему «полному функционированию». Таким образом, в рамках собственно гуманистического подхода переживание, осознавание и интеграция опыта, способствующие личностному развитию, происходят за счет межличностных отношений, в процессе взаимодействия (встречи) с психотерапевтом (или психотерапевтической группой).
В рамках второго подхода интеграция опыта происходит за счет взаимодействия (встречи) с самим собой, с различными аспектами своей личности и своего актуального состояния. Здесь используются как вербальные, так и многочисленные невербальные методы, использующие концентрацию внимания и осознавания различных аспектов («частей») собственной личности, эмоций, телесных стимулов и сенсорных ответов. Также здесь делается акцент на двигательных методиках, способствующих высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию.
В рамках третьего подхода интеграция опыта происходит за счет приобщения (встречи) к Высшему духовному началу. В центре внимания здесь находится утверждение «Я» как трансцендентального или транперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.
Таким образом, опытный подход объединяет представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности, что достигается за счет переживания, осознавания, принятия и интеграции опыта. Здесь поведение психотерапевта, используемые приемы также полностью определяются теоретическими представлениями о норме и патологии и соответствующих целях психотерапии.
В подтверждение представлений о преемственности между личностной концепцией, концепцией патологии и собственно практикой психотерапевтической работы как условием для развития и распространения той или иной психотерапевтической системы можно обратиться к еще одной системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (см. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ КАРВАСАРСКОГО, ИСУРИНОЙ, ТАШЛЫКОВА), которая представляет собой по сути разновидность психодинамического направления. Она основана на психологии отношений (концепция личности) и патогенетической концепции неврозов (биопсихосоциальная концепция невротических расстройств). В рамках этого подхода личность рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой.
Центральное место в этом определении занимает понятие «отношение», которое понимается как внутреннее субъективное отношение. Невроз при этом представляет собой психогенное расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых для личности отношений. Нарушения отношений можно в самом общем виде охарактеризовать как искажение когнитивного компонента вследствие его неосознанности или недостаточной степени осознания и чрезмерное преобладание эмоционального компонента, что приводит к неадекватности отношения и его неспособности обеспечивать оптимальную регуляцию функционирования личности. Понимание невроза как психогенного заболевания, т. е. заболевания, в этиопатогенезе которого прослеживается психологически понятная связь между возникновением нарушений, клинической картиной и ее динамикой, с одной стороны, и особенностями системы отношений, личностными особенностями, а также характером и динамикой психотравмирующей патогенной ситуации, с другой, определяет ориентацию психотерапевтических воздействий на коррекцию личности и реконструкцию ее нарушенных отношений.
В рамках 3-х основных направлений психотерапии существует разнообразие школ, но основные теоретические подходы в каждом из них являются общими. Только понимание общих подходов, наличие четких представлений о теоретической основе, о психологической концепции нормы и патологии, на базе которой осуществляется психотерапевтическое вмешательство, может обеспечить эффективную психотерапевтическую практику и помочь в овладении основными методами и навыками практической работы. Преемственность между личностной концепций, концепцией патологии и собственно практикой психотерапевтической работы является непременным условием теоретически обоснованных психотерапевтических подходов.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.