- Неонатальное развитие (neonatal development)
-
Вслед за пренатальным периодом и родами наступает неонатальный период развития, охватывающий первые недели жизни новорожденного. Средний вес при рождении составляет 7 фунтов, а рост — 20 дюймов. Быстрый физ. рост, имевший место в пренатальном периоде, продолжается в течение первого года жизни. Сенсорные и моторные «мощности» (capacities), развивающиеся пренатально, готовы к работе с рождения.
Защитить младенца от повреждений и обеспечить его выживание помогает то, что ребенок появляется на свет с набором рефлексов, включ. дыхание, сосание, моргание, чихание, кашель и рвоту, а тж защитные реакции, предотвращающие закупорку дыхательных путей, и ряд др. рефлекторных действий. Опираясь на эту рефлекторную основу, ребенок учится подчинять себе среду и развивается интеллектуально. Сосательный рефлекс упреждает (произвольное) сосание соски, а хватательный рефлекс кисти предваряет схватывание предмета и перекладывание его из одной руки в другую. Рефлексы возвещают о начале стадии интеллектуального развития, назв. Ж. Пиаже сенсомоторной.
Новорожденный обладает достаточно широким набором сенсорных умений. Ребенок следит за объектом, попадающим в поле зрения, и воспринимает формы, контуры, контрастные цвета, яркость, движение и глубину, отдавая предпочтение стимульным паттернам типа шахматной доски. Младенец способен отличить правильное изображение лица от искаженного и лицо матери от лица незнакомой женщины. Ребенок в возрасте 2 недель может высовывать язык и сжимать кулачки, подражая демонстрирующему эти движения взрослому.
Новорожденные, по-видимому, могут определять местоположение источника звука. Они различают запахи, напр. запах матери. Сладкая жидкость вызывает у них положительную реакцию, а соленые, кислые и горькие растворы — отрицательную. Новорожденные обладают тж болевой чувствительностью.
Тактильная (кожная) чувствительность — наиболее развитый вид чувствительности, особенно в области губ, языка, ушных раковин и лба. Поглаживая младенца в процессе ухода за ним, родители передают сообщение о своей любви к нему, крайне важное для психол. благополучия ребенка. Родители способствуют формированию прочной связи со своим малышом, обеспечивая телесный контакт и контакт глаз, разговаривая с ним высоким голосом и подавая ему различные сигналы. Младенец демонстрирует реципрокное привязывающее поведение с помощью контакта глаз, крика, улыбки, прижимания и подачи разнообразных сигналов.
Дж. Боулби называет эту пронизанную нежностью и любовью связь между матерью и ребенком привязанностью. Уход за маленьким ребенком стал теперь общей обязанностью, в равной мере возлагаемой на мать и отца, и оба родителя имеют для младенца одинаковое значение. Младенец сознает необходимость обоих родителей, обращаясь за помощью и утешением и к матери, и к отцу.
В добавление к возможностям органам чувств младенец использует возможности органов движения для исслед. окружающего мира. Моторное поведение развивается в том же направлении, в каком происходит рост плода в утробе матери, т. е. в цефалокаудальном (от головы к пальцам ног).
Каждый ребенок уникален с рождения и требует особого соотношения суммарной продолжительности циклов сна и бодрствования. Как установила П. Вольф, новорожденный последовательно испытывает шесть состояний: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон, периодический сон (полусон), спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик. На распределение во времени этих состояний и циклов питания, сна и выделения оказывают влияние врожденные особенности ребенка и его окружение, в первую очередь родители. К наиболее частым способам, используемым родителями для изменения состояний грудного ребенка, относятся кормление и укачивание.
Индивидуальные различия в темпераменте проявляются с самого рождения. А. Томас, С. Чесс и Г. Бёрч обнаружили три четко различимых типа новорожденных: легкие (easy), медлительные (slow) и трудные (difficult). Взаимодействие между темпераментом ребенка и окружающей средой ведет к формированию личности. Эти исследователи установили, что темперамент имеет тенденцию оставаться неизменным по мере взросления и рекомендовали ухаживающим за ребенком взрослым приспосабливать свои методы воспитания к его темпераменту.
См. также Связь и привязанность, Развитие младенца
Ш. Браун
.