Глиптика


Глиптика
Глиптика
        (греч. glyptike, от glэpho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.         

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в 4-м тысячелетии до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции (на жанровые, мифические темы). Многочисленные произведения древневосточной глиптики (начало 3-го - 1-е тысячелетие до н. э.) отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Шумер, Элам, Аккад, Вавилония, Ассирия). С традициями глиптики Древнего Двуречья связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до н. э.) и ахеменидского Ирана (VI-V вв. до н. э.). Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей. Геммы Крита (3-2-е тысячелетия до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабея. В геммах архаической Греции (VI - начало V вв. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и обобщённостью форм. В V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античной глиптики, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией (печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. до н. э.). В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная глиптика ("камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э., ГЭ). С падением эллинистических центров мастера глиптики устремились в Рим. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями (гемма "Увенчание Августа", конец I в. до н. э., Музей истории искусств, Вена).         

В средние века глиптика развивалась главным образом на Востоке. Глиптике Византии, сохраняющей в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др.). В XVI в. появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (мастера Алессандро и Антонио Маснаго). Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма (XVIII - начало XIX вв.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии - семейство Пихлеров, в Германии - Л. Наттер, во Франции - Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В XIX в. глиптика как вид искусства пришла в упадок.




"Камея Гонзага" с изображанием Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. 3 в. до н. э. Александрия. Эрмитаж. Ленинград.

Литература: М. И. Максимова, Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII-XIX вв., Л., 1926; А. Я. Борисов, В. Г. Луконин, Сасанидские геммы, Л., 1963; Ю. О. Каган, Выставка западноевропейской глиптики XIII-XVII вв., Л., 1969; О. Я. Неверов, Геммы античного мира, М., 1983; Vollenweider М. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kьnstler in spдtrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "Глиптика" в других словарях:

  • ГЛИПТИКА — греч., от glypho, иссекаю, вырезываю. Искусство ваять. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ГЛИПТИКА искусство ваяния из камня или металла. Глипты изваянные из… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • глиптика — и, ж. glyptique f. <гр. glipho вырезаю. Искусство резьбы по камню. РР 1987 5 141. Античная глиптика. БАС 2. Глиптика. Все выставленные на полках в шкафу гипсовые слепки разных частей человеческой головы посыпались на пол. Октябрь 2001 5 60.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГЛИПТИКА — (греческое glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с врезанными изображениями называется инталиями, с выпуклыми камеями …   Современная энциклопедия

  • ГЛИПТИКА — (греч. glyptike от glypho вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЛИПТИКА — ГЛИПТИКА, глиптики, мн. нет, жен. (иск.). Искусство художественной резьбы на твердом камне; см. глипт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • глиптика — сущ., кол во синонимов: 5 • глиптография (2) • глифака (1) • глифика (3) • …   Словарь синонимов

  • Глиптика — Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Эрмитаж Глиптика (от греч …   Википедия

  • глиптика — и; ж. [от греч. glyptos вырезанный]. 1. Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Античная г. 2. собир. Резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. Собирать глиптику. * * * глиптика (греч. glyptikē, от glýphō  вырезаю) …   Энциклопедический словарь

  • Глиптика — (греч. glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю)         искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности) …   Большая советская энциклопедия

  • Глиптика — см. Ваяние, а также Гемма …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Глиптика» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.