- Гана
- Гана
(Ghana), Республика Гана, государство в Западной Африке. На территории Ганы в XIII-XIX вв. существовал ряд государственных образований, в русле которых развивалась самобытная художественная культура, сильно пострадавшая от европейской колонизации. Традиционные жилища Ганы - круглые и прямоугольные в плане глинобитные хижины с коническими или двускатными крышами из деревянных жердей, крытых пальмовыми ветвями, соломой, шифером. В Северной Гане сохранились комплексы дворцов местных вождей - глинобитные постройки (высотой до 5 м) с резным геометрическим орнаментом, лепными раскрашенными барельефами и деревянной резьбой. В крупных городах (Аккра, Кумаси) новые кварталы застроены многоэтажными зданиями современного типа, с применением стекла, бетона, алюминия. С 1960 возводятся новые города (Тема), создаются крупные архитектурные комплексы (Центр культуры в Кумаси) и жилые районы (например, в Аккре). Значительного уровня достигла художественная обработка драгоценных металлов: декоративные украшения, парадное оружие, вазы, изящные фигурные гирьки (в виде животных), человеческие фигурки утрированных пропорций и декоративные скульптурные группы юмористического характера. Издавна процветают гончарное дело (сложные по форме чёрные керамические сосуды с геометрическим орнаментом и лепными изображениями людей и животных), изготовление национальной одежды "кенте" с вытканным или штампованным цветным узором, орнаментальная резьба по дереву на бытовых предметах; вырезают стилизованные столбообразные статуэтки из красного и чёрного дерева. После провозглашения независимости (1957) в Гане формируется профессиональное искусство, устраиваются художественные выставки. Организации художников (Ганская ассоциация художников, "Аквапим-6") объединены задачей выработать современный национальный стиль. Скульптор О. Ампофо стремится к освоению не только африканского, но и мирового художественного наследия (творчества Микеланджело, японские буддийские скульптуры и др.). С народными традициями связано творчество скульптора и живописца Кофи Антубама, скульптора Винсента Кофи. В разнообразных по идейно-художественному строю и технике работах живописцев проявляются как декоративная стилизация, так и приёмы европейского реалистического искусства.
Фигура символизирующая плодородие. Дерево. Частное собрание. Париж.
Бронзовые фигурки. Народ ашанти. Британский музей. Лондон.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.