- Восковая живопись
- Восковая живопись
вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. Восковая живопись с XIV в. до н. э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. Технология наиболее прочной восковой живописи - так называемый горячий способ (энкаустика, от греч. enkбio - жгу, выжигаю) - была выработана в Древней Греции в V в. до н. э.: сильно подогретые восковые краски наносились на участок основы, нагретый раскалённой бронзовой лопаткой. Согласно Плинию Старшему, этим способом писали Зевксис и Паррасий (произведения не сохранились). Энкаустика применялась главным образом в станковой живописи; в монументальных росписях она употреблялась в тех случаях, когда из-за неблагоприятных внешних условий требовалась особая прочность красочного слоя (стенописи в термах, наружные росписи). В файюмских портретах (I в. до н. э. - IV в. н. э.) и византийских иконах (до XII в.) энкаустика постепенно вытеснялась восковыми красками на скипидаре (так называемый холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел), менее прочными, но в то же время технологически менее сложными. Ныне восковая живопись применяется главным образом при реставрации живописи, для заполнения утрат красочного слоя и его укрепления.
"Сергий и Вакх". Икона 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства.
Литература: Г. Шмид, Техника античной фрески и энкаустики, (М.), 1934; В. В. Хвостенко, Энкаустика, 2 изд., М., 1967.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.