- «Новая вещественность»
А. Канольдт.
"Олевано I".
1924.
Частное собрание. Лондон.«Но́вая веще́ственность» (нем. «Neue Sachlichkeit»), магический реализм, течение в немецкой живописи и графике 1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формалистические крайности дадаизма и (в меньшей степени) экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в западноевропейском искусстве и сближалось в общих установках с такими современными ему течениями, как метафизическая живопись в Италии и так называемый неоэнгризм во Франции. Социальному и идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера «Новой вещественности» пытались противопоставить модель кристаллически ясного, мистифицированно-предметного мира. Воссоздавая этот искусственный мир в преувеличенно чётких, тщательно детализированных формах, художники «Новой вещественности» (А. Канольдт, К. Мензе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произведениях ощущение отчуждённости отдельной личности от бездушной, механистической действительности. От «Новой вещественности» следует отделять мастеров, которые, утрируя её выразительные средства, придавая им характер сатирического гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность (О. Дике, Ж. Грос и др.).
Лит.: Рейнгардт Л., «Новая вещественность» и риджионализм, в сб.: Модернизм, 3 изд., М., 1980.
.