- Нитхардт Матис
Ни́тхардт Матис (Nithardt) (около 147075 1528), немецкий живописец эпохи Возрождения. С XVII в. ошибочно называем Грюневальд (Grünewald). В 150825 (или 1526) был придворным живописцем, художественным советником и специалистом гидротехником майнцских архиепископов и курфюрстов. В 152526 подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 152426 и возможное участие в ней на стороне восставших. Творчество Нитхардта тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнились антифеодальным бунтарским содержанием. Образ замученного Христа и подчёркнуто простонародные типы святых у Нитхардта проникнуты духом протеста и по-своему выразили трагический эмоциональный накал эпохи. В центральных произведениях 9 частях Изенхеймского алтаря (151215, Музей Унтерлинден, Кольмар) полные спиритуализма, трагического напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей («Распятие») сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы («Рождество»). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света («Воскресение»), уступает место образам внутренне просветлённым, проникнутым гуманистическим началом («Св. Себастьян»). В последующих работах Нитхардта сказывается воздействие искусства итальянского Возрождения («Штуппахская мадонна», 151719, приходская церковь, Штуппах; «Встречи Эразма и Маврикия», около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях Нитхардт вновь обратился к теме «страстей Христовых» и к экспрессивному языку позднеготической живописи («Таубербишофсхеймский алтарь», 152324, Кунстхалле, Карлсруэ; «Оплакивание Христа», 152425, приходская церковь, Ашаффенбург).
Лит.: Немилов А. Н., Грюневальд, М., 1972; Schmid H. A., Die Gemälde und Zeichnungen von M. Grünewald, Bd 12, Strassburg, 190711; Zülch W. K., Grünewald. Der historische Grünewald..., Münch., 1938; Vogt A. M., Grünewald. Meister gegenklassischer Malerei, Z.Stuttg., 1957; Scheja G., Der Isenheimer Altar des Mathias Grünewald, Köln, 1969; Ruhmer E., Grünewald. Zeichnungen, Köln, 1971.
.