- «Бубновый валет»
«Бубно́вый вале́т», объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отвергавших как традиции академизма и реализма XIX в., так и мистико-символистические тенденции русского искусства начала XX в., характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма (так называемый русский сезаннизм; существенно также влияние фовизма и кубизма), обращение к приёмам русского народного искусства (лубок, росписи, изразцы и др.). Ограничив сферу своей деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, они решали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы с помощью цвета, стремились к выявлению изначальной «вещности» натуры. Вместе с тем в нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, почти лубочной красочности полотен художников «Бубнового валета» выразились индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса, попытки воплотить в живописи чувственно-полнокровные, материально-красочные стороны бытия. В 1911 от «Бубнового валета» откололась группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстрактному искусству (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), которая организовала выставку под названием «Ослиный хвост». В 1917 «Бубновый валет» распался. В 1925 по инициативе его бывших членов возникло объединение «Московские живописцы» (в дальнейшем Общество московских художников, см. ОМХ).
Лит.: Лебедев А. К., Искусство «Бубнового валета» и проблема художественного наследия, в кн.: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., [1966]; Поспелов Г., О «валетах» бубновых и валетах червонных, в сб.: «Панорама искусств 77», М., 1978.
.