- БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ
- БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ«БУБНО́ВЫЙ ВАЛЕ́Т», объединение русских художников, ведущее свое начало от одноименной выставки, организованной в 1910 в Москве.
Ядро группы
Для наиболее характерных мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович), А. В. Куприн (см. КУПРИН Александр Васильевич), А. В. Лентулов (см. ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич), И. И. Машков (см. МАШКОВ Илья Иванович), А. А. Осмеркин (см. ОСМЕРКИН Александр Александрович), В. В. Рождественский (см. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Василий Васильевич), Р. Р. Фальк (см. ФАЛЬК Роберт Рафаилович)), отвергавших как традиции академизма (см. АКАДЕМИЗМ) и передвижничества (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), так и «туманно-мистические» с их точки зрения искания символистов круга «Голубой розы» (см. ГОЛУБАЯ РОЗА), типичны постимпрессионистические живописные работы в духе так называемого «русского сезаннизма». Пример П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) всегда оставался для них определяющим. Весьма близки по духу были им и мастера французского фовизма (см. ФОВИЗМ), с которыми они не раз участвовали в совместных выставках.
Стремясь к выявлению изначальной «вещности», предметной структуры мира, эти художники любили подчеркнуть пластические, фактурные свойства цвета (по словам Фалька (см. ФАЛЬК Роберт Рафаилович), «материя цвета сама по себе должна стать формой»), что с той поры принято считать специфически «московской» чертой русской живописи. Большое влияние на их поиски имело «низовое» искусство, местный изобразительно-декоративный фольклор: народные лубок и орнаментальные росписи, изразцы, живопись вывесок, разного рода городской китч (см. КИТЧ) — отсюда задорный, игривый настрой многих их образов. Само название, изобретенное М. Ф. Ларионовым (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), подчеркивает момент дерзкой, эпатажной игры со зрителем.
Раскол и традиция
Наиболее радикально настроенные «бубновалетцы» первого призыва во главе с М. Ф. Ларионовым (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончаровой (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) отошли в 1911 от объединения, организовав выставку «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ), основополагающую для русского футуризма (см. ФУТУРИЗМ). Ядро же группы осталось приверженным более «умеренному» авангарду, принципам фовизма и «сезаннизма» (или аналитического кубизма (см. КУБИЗМ)).
Формально «Бубновый валет» распался в 1917, но в 1925 его «коренные» члены создали объединение «Московские живописцы» (с 1928 «Общество московских художников» (см. ОМХ), ОМХ). В дальнейшем, после запрещения в 1932 всех художественных группировок, они поддерживали между собой постоянное творческое общение. До этого некоторые мастера принимали активное участие в выставках АХРР (см. АХРР); в целом их творчество в 1920—30-е годы стало значительно консервативней. С другой стороны, углубились индивидуальные различия: к примеру, между бравурной, жизнерадостной живописностью Кончаловского и печальным, созерцательным лиризмом Фалька.
Большое влияние «бубновалетцев» на молодое поколение живописцев определялось не только их искусством, но и тем, что большинство из них были выдающимися педагогами. Их воздействие заметно сказалось как в выставочной (художники «сурового стиля» (см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ)), так и в «подпольной», неофициальной художественной продукции последних десятилетий.
Энциклопедический словарь. 2009.