- Тьеполо
- Тье́поло(tiepolo) Джованни Баттиста (1696, Венеция – 1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяццетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731—32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750–1753), Мадриде (1762—70). Был женат на сестре Ф. Гварди.
Уже в ранних работах Тьеполо продемонстрировал присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для Архиепископского дворца в Удине близ Венеции, 1726—30). Яркие светлые краски на фоне белых с золотой лепниной дворцовых стен являют фантастическое праздничное зрелище. Написанные в резких ракурсах архитектурные конструкции создают эффект вовлечения зрителей в пространство. В 1730—50 гг. произведения Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Санта-Мария дельи Скальци, 1743—44).
Дж. Б. Тьеполо. «Мученичество св. Агаты». Ок. 1755 г. Национальная галерея. Берлин
Дж. Б. Тьеполо. «Крещение Христа». 1732—33 гг. Церковь Коллеони. Бергамо
Дж. Б. Тьеполо. «Аллегория с Венерой и временем». 1754—58 гг. Национальная галерея. Лондон
Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Ок. 1750 г. Национальная галерея Виктории. Мельбурн
В 1750—60-х гг. Тьеполо работает для иностранных дворов. В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750—53; в палаццо Лабиа в Венеции, ок. 1750 г., на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом. В росписях в палаццо Лабиа на сюжет из античной истории художник создаёт подчинённое единому декоративному замыслу убранство. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях изображены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, над ними парит фигура Пегаса. Представленные в венецианских костюмах 16 в. персонажи дополняют картину пышного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актёрам. Современников Тьеполо восхищало его умение создавать грандиозные фресковые ансамбли, вовлекающие в действие зрителей. Наряду с образами легендарной истории художник написал ряд фресок, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам его времени понимание аллегории. С лёгкой, изысканной грацией исполнены аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре близ Виченцы (1743—44), венецианского палаццо Редзонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери близ Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745—50) для зала Четырёх дверей Дворца дожей.
Картины Тьеполо поражают яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники («Триумф Амфитриты», ок. 1740 г.; «Поклонение волхвов», 1753). В 1762—66 гг. мастер выполнил плафоны для Королевского дворца в Мадриде.
Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16–18 вв. Фрески мастера принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.