Тьеполо

Тьеполо
(Tiepolo)
        Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, — 27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы (См. Венецианская школа) 18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731—32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750—1753), Мадриде (1762—70), Для ранних работ Т. (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и др. собрания). В 1735—50 произведения Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44). В 1750—60-х гг. Т. пользуется широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской АХ (1756—58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750—53, палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков. К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники («Триумф Амфитриты», около 1740, Картинная галерея, Дрезден; «Поклонение волхвов», 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762—66 Т. исполнил ряд плафонов для Королевского дворца в Мадриде. Творчество Т. завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16—18 вв. Фрески и картины Т. с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Т. выступал также как портретист (многофигурная композиция «Собрание в Арене», 1748—50, Пинакотека, Удине), был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов «Вари каприччи» («Разнообразные причуды») и «Скерци ди фантазия» («Шутки фантазии»)].
         Лит.: Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941; Ольшанская Н.И., Тьеполо, М., 1957; Morassi A., A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., [1962]; Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971; Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, [Mil., 1972].
        Дж. Б. Тьеполо. «Смерть Дидоны». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Дж. Б. Тьеполо. «Смерть Дидоны». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Дж. Б. Тьеполо.
        Дж. Б. Тьеполо.
        Тьеполо. «Сбор манны». 1730-е гг. Приходская церковь. Веролануова.
        Тьеполо. «Сбор манны». 1730-е гг. Приходская церковь. Веролануова.
        Тьеполо. «Апофеоз семьи Пизани». Фрагмент плафона виллы Пизани в Стра. 1762.
        Тьеполо. «Апофеоз семьи Пизани». Фрагмент плафона виллы Пизани в Стра. 1762.
        Тьеполо. «Cв. Доминик, вводящий в церковный обиход чётки». Плафон церкви иезуитов (Санта-Мария дель Розарио) в Венеции. 1737—39.
        Тьеполо. «Cв. Доминик, вводящий в церковный обиход чётки». Плафон церкви иезуитов (Санта-Мария дель Розарио) в Венеции. 1737—39.
        Тьеполо. «Бегство в Египет». Офорт. 1753.
        Тьеполо. «Бегство в Египет». Офорт. 1753.
        Тьеполо. «Бракосочетание Барбароссы». Фреска архиепископского дворца в Вюрцбурге. 1750—53.
        Тьеполо. «Бракосочетание Барбароссы». Фреска архиепископского дворца в Вюрцбурге. 1750—53.
        Тьеполо. «Рахиль, прячущая идолов». Фрагмент росписей архиепископского дворца в Удине. Начаты в 1726.
        Тьеполо. «Рахиль, прячущая идолов». Фрагмент росписей архиепископского дворца в Удине. Начаты в 1726.
        Тьеполо. «Даная». Университет. Стокгольм.
        Тьеполо. «Даная». Университет. Стокгольм.
        Тьеполо. «А. Риккобоно». Около 1745. Академия Конкорди. Ровиго.
        Тьеполо. «А. Риккобоно». Около 1745. Академия Конкорди. Ровиго.
        Тьеполо. «Искушение св. Антония». Галерея Брера. Милан.
        Тьеполо. «Искушение св. Антония». Галерея Брера. Милан.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Тьеполо" в других словарях:

  • Тьеполо — итальянская фамилия, была распространена в Венецианской республике. Известные носители: Тьеполо, Джованни Баттиста один из величайших мастеров эпохи рококо. Тьеполо, Джованни Доменико итальянский художник, сын Джованни Баттиста Тьеполо. Тьеполо,… …   Википедия

  • Тьеполо — (Джованни Баттиста) итальянский живописец, род. вКастелло ди СанПьетро, близ Венеции, в 1696 г., учился у Грег.Ладзарини, но окончательно образовался под влиянием Дж. Б. Пьяццетты и вособенности через изучение произведений П. Веронезе, которому… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Тьеполо Д. Б. — Джованни Баттиста Тьеполо Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения …   Википедия

  • Тьеполо Д. — Джованни Баттиста Тьеполо Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения …   Википедия

  • Тьеполо — Джованни Баттиста (Tiepolo, Giovanni Battista) 1696, Венеция 1770, Мадрид. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Учился у Г. Лаццарини. Испытал влияние Дж. Б. Пьяццетты, С. Риччи. Изучал живопись Веронезе. Работал… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Тьеполо — (tiepolo) Джованни Баттиста (1696, Венеция – 1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяццетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731 32 …   Художественная энциклопедия

  • Тьеполо Л. — Герб дожа Лоренцо Тьеполо (итал. Lorenzo Tiepolo) (? 1275) 46 й венецианский дож. Родился в Венеции в семье дожа Джакопо Тьеполо. Будучи взрослым, при отце находившемся у власти, принимал активное участие в политической жизни Республики. Лоренцо… …   Википедия

  • ТЬЕПОЛО — (Tiepolo), Франческо итал. писатель 16 в. В 1560 написал Рассуждение о делах Московии историко географич. описание России. Рассуждение представляет собой компиляцию из соч. Герберштейна, Меховского и нек рых др. авторов о России, пополненную отд …   Советская историческая энциклопедия

  • ТЬЕПОЛО — (Джованни Баттиста Т. (1676 1770) итал. художник) Словно Тьеполо расплавил Теплым облаком атласы... На террасе Клеопатры Золотеют ананасы. Куз920 (222) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • ТЬЕПОЛО Джованни Доменико — ТЬЕПОЛО (Tiepolo) Джованни Доменико (30 августа 1727, Венеция 3 марта 1804, там же), итальянский живописец и график. Сын Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста). Длительное время упоминался как интерпретатор манеры отца, и его большой… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»