- Маковские
- Мако́вскиерусские живописцы, братья, сыновья московского коллекционера и художника, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Е. И. Маковского.
В. Е. Маковский. «На бульваре». 1886—87 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Владимир Егорович (1846, Москва – 1920, Петроград) был одним из самых последовательных передвижников. В 1861—66 гг. учился в МУЖВЗ у С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина. Получил Большую серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (1866), на которой воссоздана обстановка отцовской квартиры. Полотно «В приёмной у доктора» (1870) было отмечено первой премией Московского общества любителей художеств. В 1873 г. за картину «Любители соловьёв» (1872—73) получил первую премию Общества поощрения художников и был удостоен звания академика Петербургской академии художеств. С 1872 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Преподавал в МУЖВЗ (1882—94) и АХ (1894–1918, ректор в 1894—96 гг.). Принимал участие в украшении храма Христа Спасителя в Москве. За свои работы не раз получал награды на международных выставках. В. Е. Маковский известен прежде всего как мастер бытовых картин, посвящённых простым людям. Увлекательный и подробный живописный «рассказ» помогают «прочитать» любовно написанные детали («Толкучка», 1879; «В передней», 1884; «Объяснение», 1889—91), точно и ярко обрисованы социальные типажи («Церковный сторож», 1866; «Инвалид», 1874; «Шарманщик», 1879; «Сапожник», 1882). Многие картины посвящены судьбам вчерашних крестьян, оказавшихся в чуждом, враждебном им городском мире. Маленький герой «Свидания» (1883) напоминает чеховского Ваньку Жукова. В картине «На бульваре» (1886—87) на скамейке сидит подавшийся в город на заработки молодой мастеровой с женой, приехавшей навестить его из деревни. Они совсем рядом, но город уже разделил их, убил их любовь. Рабочий бесшабашно наигрывает на гармошке. Молодая женщина с ребёнком на руках скорбно застыла, начиная понимать, что ей одной придётся нести все заботы о маленьком существе. Отчаяние обманутых людей передано в картине «Крах банка» (1881).
В. Е. Маковский. «Свидание». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
К. Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
К. Е. Маковский. «Портрет княгини З. Н. Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг. Государственный исторический музей. Москва
Среди многочисленных учеников В. Е. Маковского наиболее известны А. Е. Архипов и В. Н. Бакшеев.
Константин Егорович (1839, Москва – 1915, Петроград) учился у В. А. Тропинина, в МУЖВЗ (1851—57) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко и в АХ (1858—63). Покинул Академию вместе с 13 другими претендентами на Большую золотую медаль, отказавшимися писать заданную программу на сюжет из скандинавской мифологии (см. ст. «Бунт четырнадцати»). Участник Петербургской артели художников, а позднее один из членов-учредителей ТПХВ. Начинал свой творческий путь как мастер бытовой картины в передвижническом духе («Швея», 1861; «Дети, бегущие от грозы», 1872»). Большая картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) пестротой и яркостью колорита, эффектной размашистой живописной манерой предвещает зрелый стиль художника, отошедшего от передвижников (вышел из ТПХВ в 1883 г.) и ставшего одним из главных представителей русского салонного искусства. В 1870-х гг. Маковский работал в основном над парадными заказными портретами. Сияние дорогой ткани, блеск драгоценностей, кружево, бархат, мех и др. предметы роскоши, которые любил и умел виртуозно писать Маковский, становились в известной мере самоцелью для художника. В 1880-х гг. он открыл для себя сюжеты из русской истории 16–17 вв. и с этого времени создавал огромные полотна, в которых «исконная Русь» представала в виде нарядной, красочной, бесконфликтной эпохи. Художник постоянно устраивал персональные выставки и выставки одной картины («Боярский свадебный пир в 17 веке», 1883; «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886; «Одевание невесты к венцу», 1890; «Поцелуйный обряд», 1895; «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1897). Подобные работы охотно покупали иностранные коллекционеры, поэтому многие картины оказались за границей. С сер. 1880-х гг. Маковский жил в основном в Париже, где имел свою мастерскую; много путешествовал по странам Европы и Ближнего Востока, бывал в Египте, в США. Принимая участие во Всемирных выставках, художник получал высшие награды, а во Франции был награждён орденом Почётного легиона.
Сын К. Е. Маковского Сергей – известный поэт и художественный критик Серебряного века.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.