- "Маковец"
- "Макове́ц"(1922—27), союз русских художников и поэтов, объединённых стремлением выразить в живописной форме духовные сущности. Членами союза были: художники В. Н. Чекрыгин, Л. Ф. Жегин, С. М. Романович, Н. М. Чернышёв, А. М. Чернышёв, А. В. Шевченко, К. К. Зефиров, А. В. Фонвизин, Н. В. Синезубов и др.; позднее присоединились Л. А. Бруни, К. Н. Истомин, Р. А. Флоренская, В. Ф. Рындин, Н. Я. Симонович-Ефимова; поэты В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Е. Шиллинг, Н. Н. Барютин и др. Маковчане организовали три живописные (первая называлась «Союз художников и поэтов „Искусство – жизнь“, 1922) и две графические выставки, выпустили два номера журнала „Маковец“ (редактор А. М. Чернышёв). В журнале печатались наряду с текстами участников союза статьи религиозного философа П. А. Флоренского.
В. Н. Чекрыгин. «Троица». 1922 г. Частное собрание
Само название «Маковец» (так назывался холм, на котором Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь; ныне Троице-Сергиева лавра) определяло обращение к истокам русской культуры, к поискам духовной преемственности. Очень разных художников сближало общее романтическое представление о высоком назначении искусства, наполненного этическим и философским смыслом. Считая, что культура вступила в полосу «нравственного одичания», они стремились вернуться «к искусству целостного образа». В традициях прошлого маковчане искали не технические приёмы, а прежде всего духовное содержание. Каждое отдельное произведение понималось как часть единого целого, «фрагмент бытийной трагедии», поэтому большинство художников создавали серии, объединённые сквозной темой или мотивом (графический цикл Чекрыгина «Воскрешение мёртвых», библейские и евангельские сюжеты Романовича и т. п.).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.